Современные образовательные технологии на уроках русского языка
Промышленная технология результат (предмет: размер, вес, цвет и т.п.), способ (трудоемкость, время, денежные затраты и пр.), воспроизводимость, последовательность в реализации всех звеньев
Педагогические технологии Исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения одно из нескольких его свойств
Субъект-субъектные отношения – состояние равновесия?
В чем смысл использования современных образовательных технологий? обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; возможность объединения отдельных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения
Образовательные технологии Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Дебаты как педагогическая технология Портфолио Кейс-технология Проектная деятельность
Кейс-технология Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)
Хороший кейс должен… соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать несколько аспектов жизни; не устаревать слишком быстро; быть актуальным на сегодняшний день; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений.
Зависимость покупательского спроса от названия кондитерских изделий вафли «Ха-ха-тушки» конфета молочная «Буренка-Мудренка» (Рузанна) карамель «Проказница Му-Му» (СладКо) конфеты «Огонек» (г.Рыбинск) конфеты «Анютины глазки» (г.Рыбинск) конфеты «Пилот-снайпер» (СладКо) конфеты «Лесная загадка» карамель «Кроха Туля» (СладКо)
Дебаты как педагогическая технология участие двух команд, состоящих из трех человек. Одна команда утверждает тезис (тему дебатов), другая – опровергает его; команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу); за соблюдением регламента игры следит таймкипер, который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек. По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными; команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает
Дебаты как педагогическая технология Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения? Зависит ли развитие языка от воли, способностей одного человека? Хорошо говорить по-русски – хорошо? Нуждается ли русский язык в защите?
Дебаты как педагогическая технология Людмила Вербицкая, ректор Санкт- Петербургского государственного университета: «Кандидаты в депутаты Государственной Думы должны сдавать экзамен по русскому языку. Я считаю правильным, когда кандидат в депутаты Госдумы перед тем, как получить регистрацию, должен был бы сдать экзамен по культуре речи».
Дебаты как педагогическая технология Заведующий кафедрой общего и сравнительно- исторического языкознания МГУ профессор А. А. Волков считает, что в текстах А. С. Пушкина содержится масса слов, употребление которых не соответствует «нормам современного русского литературного языка». Осложняется ситуация и тем, что в современном обществе понятие нормы становится негативным. В демократическом обществе оно в определенной степени ассоциируется с ущемлением прав человека.
Фазы технологии критического мышления 1. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. 2. Осмысление содержания ( получение новой информации) 3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Приемы технологии критического мышления Инсерт (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)- маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading and чтения и thinking размышления V - уже знал «+»- новое «-»- думал иначе «?»- не понял, есть вопросы.
Приемы технологии критического мышления Прием «РАФТ» (по К.Санте). Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.
Приемы технологии критического мышления Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Код элемента Элементы содержания КИМ 8.1Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы 8.2Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста 8.3Средства связи предложений в тексте 8.4Функционально-смысловые типы речи, их признаки 8.5Адекватное понимание устной речи в различных сферах и ситуациях общения 8.6Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения 8.7Извлечение информации из различных источников 8.8Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (подробное изложение содержания прослушанного текста) 8.9Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному 8.10Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
Технология развития критического мышления через чтение и письмо Вызов - конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия, информации об авторе Осмысление - чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета Рефлексия - текст представляет единое целое. Осмысление целого текста. Форма работы: письмо, дискуссия…
Вершина формы строгой и чеканной – Земной цветок: жасмин, тюльпан, горлец, Кипрей и клевер, лилии и канны, Сирень и роза, ландыш, наконец. Любой цветок сорви среди поляны – Тончайшего искусства образец, Не допустил ваятеля резец Ни одного малейшего изъяна. Как скудно мы общаемся с цветами. Меж красотой и суетными нами Лежит тупая жирная черта. Но не считай цветенье их напрасным, Мы к ним идем, пречистым и прекрасным, Когда невыносима суета. Владимир Солоухин
О чем этот текст? О чем может идти речь до данного фрагмента и после него? Что в тексте помогло вам понять это? К какому стилю и типу речи относится текст? Как это выражено языковыми средствами?
Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»
Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты. Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.
Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. В ней было написано: с 9 до утра – любование.
Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. Любоваться. Созерцать, исцеляя душу. Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа.
Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.
Литература Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, Шапиро Н.А. Принципы и приемы редактирования текста при работе над сочинением. Русский язык, 41, 43, 45, 47/2004; 1, 2, 3, 4/2005.