Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне
Воспитательная система школы – это открытая система, постоянно развивающаяся, имеющая сложную структуру, компоненты которой скреплены системными связями
Проблемы Как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностных ориентаций от высоких идеалов к идеалам достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека Создать воспитывающий социум, интегрировать ведущие социальные институты в единую воспитательную систему
Цель эксперимента Создание условий, способствующих повышению воспитательного потенциала школы
Задачи эксперимента Организовать воспитывающую среду, содержание, формы и методы взаимодействия детей и взрослых во внеурочное время, и создать модель воспитательной системы, охватывающую своим влиянием весь социум в микрорайоне Создать условия для формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, развития индивидуальности, творческих способностей, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, для формирования здорового образа жизни, и обеспечить непрерывность и преемственность на всех возрастных этапах при обучении ребенка в школе Разработать методические рекомендации Обобщить и систематизировать результаты экспериментальной работы
Предполагаемые результаты эксперимента формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, развитие индивидуальности, творческих способностей, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, формирование потребности в здоровом образе жизни, обеспечение непрерывности и преемственности на всех возрастных этапах при обучении ребенка в школе; соответствие качеств обучающихся Модели личности выпускника 1, 2, 3 ступени снижение негативного влияния социальной среды приобщение родителей к сотрудничеству со школой социальная и правовая защищенность детей личностный и профессиональный рост педагогов расширение и совершенствование внутришкольных и внешних связей совершенствованию системы и эффективности управления воспитательно-образовательного процесса
Главные условия Все дети от природы наделены разными способностями. Поэтому программа деятельности должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка с учетом возрастных особенностей Необходимо дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальности Считать ведущим критерием результативности - уровень развития личности, которого достиг ребенок на определенном возрастном этапе
Системообразующие виды деятельности познавательная деятельность художественная деятельность спортивная деятельность трудовая деятельность ценностно-ориентированная деятельность общественная деятельность свободное общение
Направления деятельности Гражданское воспитание и нравственное развитие Спортивно-оздоровительная работа и формирование навыков здорового образа жизни Профессиональное самоопределение Свободное общение Социально-педагогическая деятельность
Этапы реализации программы эксперимента 1-й этап – подготовительный ( учебный год) Аналитико-диагностическая деятельность Моделирование системы взаимодействия школы с социальными институтами микрорайона Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно-значимой модели образования Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта Определение стратегии и тактики деятельности
Этапы реализации программы эксперимента 2-й этап – практический ( учебный год) Осуществление опытно-экспериментальной деятельности по построению воспитательной системы «Школа – центр воспитания на микрорайоне» Апробация и использование в воспитательно- образовательном процессе личностно- ориентированных технологий, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого- педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей Реализация взаимодействия школы с социальными институтами микрорайона в рамках программы эксперимента
Этапы реализации программы эксперимента 3-й этап – обобщающий ( учебный год) Обработка и интерпретация данных за 3 года Соотношение результатов реализации программы эксперимента с поставленными задачами и целью Определение перспектив и путей дальнейшего развития воспитательной системы школы Распространение передового педагогического опыта, полученного в ходе реализации Программы экспериментальной площадки «Школа – центр воспитания на микрорайоне»
Результаты реализации 1 этапа эксперимента Аналитико- диагностическая деятельность анализ эффективности взаимодействия МОУ СОШ 3 с учреждениями микрорайона анализ занятости обучающихся во внеурочное время в школе и по микрорайону анализ правонарушений среди учащихся, состояние их на ВШК и на учете в ПДН социальный паспорт семей обучающихся
Результаты реализации 1 этапа эксперимента Моделирование системы взаимодействия школы с социальными институтами микрорайона заключение договоров о совместном сотрудничестве создание координационного совета планирование совместной работы школы и учреждений микрорайона, внутренних структур
Результаты реализации 1 этапа эксперимента Определены инновационные технологии, формы, методы и способы воспитания с учетом личностно-значимой модели образования
Результаты реализации 1 этапа эксперимента Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта самообразование педагогов теоретический семинар семинар-практикум работа творческой группы деятельность ШМО классных руководителей
Результаты реализации 1 этапа эксперимента Определены стратегия и тактика деятельности
Результаты реализации 2 этапа эксперимента