Научно-методическое сопровождение учителя начальных классов Заместитель директора по УР Заместитель директора по УР (начальные классы) ГОУ гимназии 11 ГОУ гимназии 11 Василеостровского района Василеостровского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга Мызина Ирина Владимировна 2011 год 2011 год
Сущность образования : в самореализации человека во всей полноте его возможностей и задатков.
Данная проблема чрезвычайно актуальна для развития отечественной школы, поскольку отражает усложняющийся характер педагогической деятельности, обусловленный ситуацией неопределенности, сопряженной с решением нестандартных педагогических задач, которые в современных условиях уже не могут быть решены традиционными средствами. Данная проблема чрезвычайно актуальна для развития отечественной школы, поскольку отражает усложняющийся характер педагогической деятельности, обусловленный ситуацией неопределенности, сопряженной с решением нестандартных педагогических задач, которые в современных условиях уже не могут быть решены традиционными средствами.
Научно-методическое сопровождение - это системная технология оказания квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры. Одной из целей научно-методического сопровождения является развитие продуктивного специалиста (профессионала, способного постоянно обновлять свой поведенческий репертуар, обладающего чувством перспективы, разрабатывающего различные стратегии и стили профессионального поведения, адекватные контексту ситуации, признающего возможность альтернативных способов решения проблемных задач)
Методическое сопровождение: диагностика информация информация консультация консультация помощь помощь в первичной реализации в первичной реализации
Методическое сопровождение - как педагогический метод обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Методическое сопровождение - как педагогический метод обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Этапы научно-методического сопровождения Этап сопровождения Направление деятельности Планирование Выявление потребностей профессиональных групп и отдельных специалистов в сопровождении и поддержке. Разработка концепции сопровождения. Поиск возможных источников поддержки и обучения. Разработка пакета методических материалов сопровождения. Определение критериев эффективности сопровождения.
Собственно сопровождение Углубление знаний и развитие навыков специалиста. Расширение профессионального репертуара поведения. Актуализация внутренних сил и резервных возможностей профессионала. Консультирование по отдельным проблемам и проектам. Информационно-аналитическая поддержка, обеспечение методическими разработками. Помощь в поиске актуальных технологий и методик. Повышение уровня адаптации к профессионально – стрессовым ситуациям. Диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов. Использование результатов обучения Закрепление усвоенных стратегий и приобретенных навыков. Привнесение изменений в практическую деятельность. Развитие опыта решения профессиональных задач. Анализ профессионально-педагогической деятельности и взаимное обучение специалистов. Последующие мероприятия и поддержка Неформальный контроль и отслеживание изменений в деятельности специалиста (групп персонала, организации). Корректировка модели профессионального поведения. Расширение источников ресурсного обеспечения. Поддержка и развитие профессиональных инициатив и экспериментальных проектов. Организация информационного обмена и контактов между специалистами. Итоговый анализ Подготовка данных для итогового анализа и оценки эффективности процесса сопровождения. Разработка рекомендаций по повышению качества обучения специалистов и сопровождения профессиональной деятельности. Создание перспективных проектов и программ поддержки и сопровождения профессиональной деятельности специалистов.
Творческие мастерские Мастер - классыПроблемные Группы, ШМО лекции семинары практикум круглые столы открытые уроки тренинги конференции
Сопровождение учителя по проблеме преподавания курса «История и культура Санкт-Петербурга» Проблема: учителя из других городов, плохо знающие историю и культуру Санкт-Петербурга должны преподавать данный предмет в начальных классах школы. В результате низкий уровень знаний по данному предмету у учащихся. 1 этап: выделение группы учителей, нуждающихся в поддержке. выделение группы учителей, нуждающихся в поддержке. разработка концепции сопровождения, поиск возможных источников поддержки и обучения Разработка пакета методических материалов сопровождения. 2 этап: Углубление знаний и развитие навыков специалиста. -чтение книг по данному вопросу -изучение существующих методик
Актуализация внутренних сил и резервных возможностей профессионала. -посещение музеев и дворцов -посещение музеев и дворцов -посещение автобусных экскурсий по городу с другими классами -посещение автобусных экскурсий по городу с другими классами Консультирование по отдельным проблемам и проектам. - выступление по данному вопросу на методическом объединении учителей давно работающих по данному предмету - выступление по данному вопросу на методическом объединении учителей давно работающих по данному предмету -посещение уроков других учителей -посещение уроков других учителей Информационно-аналитическая поддержка, обеспечение методическими разработками. -тетради, созданные Челноковой М.И. -тетради, созданные Челноковой М.И. Помощь в поиске актуальных технологий и методик.
3 этап: Закрепление усвоенных стратегий и приобретенных навыков. Привнесение изменений в практическую деятельность. -проведение открытых уроков для учителей школы с анализом и самооценкой -проведение открытых уроков для учителей школы с анализом и самооценкой -проведение конкурсов, игр, уроков-экскурсий по данному предмету -проведение конкурсов, игр, уроков-экскурсий по данному предмету Развитие опыта решения профессиональных задач. Анализ профессионально-педагогической деятельности и взаимное обучение специалистов.
Итог: - готовность педагогов к самоанализу и самооценке - соотнесению собственной деятельности с требованиями ГОС - предъявлению результата своей самообразовательной и профессиональной деятельности всем участникам ОП