Проблемы и эффективные подходы научно – методического обеспечения освоения и внедрения ФГОС
2 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Новые образователь- ные запросы семьи общества, государства. ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ российских школьников Изменение приоритетов в мировом образовании
В настоящее время стандарты - - инструмент организации и координации системы образования,; - инструмент организации и координации системы образования,; - средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования; - средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования; - фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, учителей и руководителей образовательного учреждения) с одной стороны, и государства и общества – с другой; - фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, учителей и руководителей образовательного учреждения) с одной стороны, и государства и общества – с другой;
методологическая основа стандартов методологическая основа стандартов системно-деятельностный, компетентностный подход. Впервые стандарты разработаны как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Идеал работника - исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности Технологические процессы его освоения Как учить: новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки
7 деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД) в построении УВП ( урок в логике формирования УД) Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании
Виды УУД
Новый стандарт – это совокупность трех систем требований : к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к структуре основных к структуре основных общеобразовательных программ, к условиям реализации основных общеобразовательных программ. к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Затруднения при введении стандарта Упрощенное понимание сущности нововведений Упрощенное понимание сущности нововведений Неготовность к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Неготовность к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Традиционный подход к содержанию урока Традиционный подход к содержанию урока Новизна вопросов инструментально – методического обеспечения (личностное, метапредметное, предметное и др. Новизна вопросов инструментально – методического обеспечения (личностное, метапредметное, предметное и др.
ЦЕЛИ Методической службы Обеспечение профессионально готовности педагогических работников к реализации ФГОС Обеспечение профессионально готовности педагогических работников к реализации ФГОС
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (возможно поэтапно по мере введения ФГОС основного общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС принята идеология ФГОС Критерии готовности ОУ к введению ФГОС
Направления деятельности МС: Аналитическая деятельность Информационная деятельность Организаионно-методическая деятельность Консультационная деятельность Аналитическая деятельность Информационная деятельность Организаионно-методическая деятельность Консультационная деятельность
Организационно-методическая деятельность: прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников ОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; организация сети МО педагогических работников ОУ МСО; организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ;
Организационно-методическая деятельность: методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ; определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и др. мероприятий с руководящими и педагогическими работниками ОУ;
Организационно-методическая деятельность: подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ; взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
Консультационная деятельность: организация консультационной работы для педагогических работников МОУ; популяризация и разъяснение результатов новейших и педагогических и психологических исследований для всех участников МСО; консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Принципы методической работы: принцип сопровождения принцип вариативности принцип стимулирования принцип непрерывности и преемственности
Принцип стимулирования: предполагает стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов для эффективного введения ФГОС
Лаборатория наставничества Лаборатория по проведению вебинаров Лаборатория дистанционного обучения Организационно- методическое направление Социально- психологическое направление Учебно-методическое направление Информационное направление мониторинг создание ЕИОП метод. сопровождение образовательного пространства повышение квалификации СПС образовательного процесса сбор, обработка, анализ оценки качества образования Тьюторская группа: построение инд. траектории проф. роста Эксперимен- тальные площадки в рамках ФГОС Пилотные площадки Опорные (базовые) площадки Стажёрские площадки Очно-заочные семинары Курсы Каскадная модель повышения квалификации Диагностика Тренинги и т.д. Семинары- практикумы День качества Совет по оценке качества образования Структурно-содержательная схема деятельности МС в условиях введения ФГОС
Примерный перечень тем методической работы в рамках ФГОС дополнение: 1.Педагогический аудит и самоаудит готовности ОУ МСО к введению и реализации ФГОС. 2.Тьютор и его место в реализации ФГОС. 3.Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС: проблемы и их решения. 4.Профилактика «профессионального выгорания» педагогов как фактор повышения эффективности реализации ФГОС. 5.Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. 6.Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС. 7.Роль общественно-государственного управления ОУ в рамках реализации ФГОС.
Схема ШМС: Педагогический совет Координационный совет по введению ФГОС (члены администрации, члены родительской общественности, члены МО и др.) Координационный совет по введению ФГОС (члены администрации, члены родительской общественности, члены МО и др.) Проектные группы Институт тьюторского сопровождения Творческие мобильные группы ШМО