Тема педагогического совета: «Трудный ребёнок - как ему помочь»
Главные вопросы нашей школьной жизни. Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными» для нас? Как справляться с «трудными» подростками?
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся ЭТО». (мнения 10-х классов) мнение учащихся Кол-во % 1Человек, которому сейчас тяжело41 2Нет мотивации к изменению себя27 3Недооценивают учителя24 4Нехватка любви учителя23 5Нервный22 6Нет учебной мотивации21 7Не похожие на других17 8Проблемы с учебой16 9Хочет привлечь внимание16 10Не умеет контролировать себя16 11Проблемы внутри себя13 12Сложные психологические состояния12
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся ЭТО». (мнения 10-х классов) 13Свое личное мировоззрение11 14Озлобленный11 15Тихий, необщительный10 16Нарушитель дисциплины10 17Курильщик9 18Агрессивный9 19Не ответственный8 20Не соответствуют установкам8 21Нехватка любви родителей7 22Бедный (не богатые родители)7 23Особые черты характера6 24Самоуверенный5 25Бездушный4 26«Трудных» нет, есть трудные ситуации4 27Избалованный2 28Наркоман2
Как работать с трудными? Мнения детей мнение учащихся Кол-во % 1Не унижать45 2Понять44 3Помочь разобраться в сложной ситуации34 4Индивидуальный подход31 5Попытаться помочь28 6Дать ответственное дело24 7Заинтересовать22 8Не упрекать непохожестью20 9Найти что-то хорошее18 10Создать особую обстановку17 11Относиться как ко всем16 12Защитить его14 13Привлечь родителей12 14Работать с психологом9 15Не навязывать7 16Не наседать6 17Выяснить ценности5 18Позволить самому вырасти3
«Трудный ребёнок - как ему помочь». В нашей школе учится 1101 ученик В группу риска входят 5 человек. На конец учебного года в группе риска состояло 11 человек. На учёте в КДН не состоит ни один ученик нашей школы.
1.Программа «Здоровье». Разработана система здоровьесберегающих технологий; Оздоровительные мероприятия; Медико-педагогическое просвещение; Диагностическое просвещение; Информационно-нормативное просвещение; Профилактическое просвещение.
2.Эмоциональный настрой ребёнка. Доброжелательное отношение каждого участника образовательного процесса учитель – ученик; Уверенность в том, что каждый ученик может обратиться со совей проблемой и что ни одна проблема не будет оставлена без внимания; Положительный настрой на удачный учебный день.
3. Работа с семьёй. Что мы хотим от семьи! Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учёбе; Эмоциональный настрой должен быть в каждой семье; Тесное сотрудничество школы и семьи по вопросам учёбы и воспитания детей; Уважение внутри семьи к мнению ребёнка.
4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа. Дополнительное образование по направлениям: Моделирование; Мягкая игрушка; Резьба по дереву; Музыка; Танцы;
4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа. В школе существуют 10 спортивных команд. Работает 6 спортивных секций Действуют 18 детских объединений по направлениям: Спорт; Эстетическая направленность; Детское объединение «Юный авиатор»; «Соломинка»; «Человек. Природа. Общество»; «Человек и порядок»; «Мир танца».
5.Социально-психолого-педагогическая служба в школе. Помощь в работе с трудными подростками. Социально-педагогическая служба школы тесно сотрудничает: с инспектором по делам несовершеннолетних Кичкаевой Т.Н.; с представителями правоохранительных органов и социально-педагогических служб района Горовей С.В., Клюкаевой Ю.В.
6. Трудновоспитуемость. Трудность детей проявляется в различных формах: Неприятие социальных норм и правил; Сквернословие; Употребление психоактивных веществ; Совершение правонарушений; Трудность детей проявляется в силу различных причин: Медико -биологических; Педагогических; Психологических.
7. Важнейшая задача работы с трудными подростками – Вовлечение подростков в систему общественно-значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально- педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
8.Мотивация к учёбе. Посещение уроков; Использование учителем методов и технологий вовлечения учащихся в учебный процесс; Оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания; Занятость подростков во внеурочное время; Ведение электронного дневника; Тесный контакт учителя, ученика, родителей.
8.Мотивация к учёбе. Адаптивные технологии развивающего обучения(технология Капустина, ООТ, технологии деятельностного подхода и др.); Нестандартные формы проведения уроков; Представление для выполнения занимательных заданий, и заданий, имеющих практическую направленность; Создание ситуации успеха на уроке; Помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
9. Опора на положительные качества. Работа ШМО «Классных руководителей», проведение семинаров, тематических занятий, бесед на темы: «Особенности психологического развития подростков»; «Обязанности и права члена педагогического коллектива»; «Использование новых педагогических технологий, как средство развития мотивации к обучению»; «Как составить план ВР и разработка анкеты воспитанности учащегося».
10.Социальный статус трудного подростка. Социализация рудных подростков – работа по профориентации; Вовлечение трудного подростка в общественно- значимую деятельность – субботники; Проведение общешкольных традиционных праздников (концерты, Новый год, День города, Масленица и др.); Участие в спортивных соревнованиях; Посещение экскурсий и музеев; Участие в мероприятиях военно-патриотического характера; Проведение циклов лекций по профилактике курения и алкоголизма, просмотр видеофильмов;
10.Социальный статус трудного подростка. В 2003 году в школе создан совет по профилактике безнадзорности и правонарушений. В состав совета ходят: Директор школы Представители администрации школы; Представители педагогического коллектива; Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних.
11. Воспитательная работа. Начальная ступень. 1. Работа с коллективом учащихся. 2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление. 3.Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
11. Воспитательная работа. Средняя ступень. 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе. 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей. 3. Определение форм индивидуальной помощи. 4.Организация медицинской помощи. 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью, правоохранительными органами.
11. Воспитательная работа. Старшая ступень. 1. Работа с коллективом учащихся. 2. Деятельность детей, включение их в общественно-полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности. 3. Индивидуальная работа
12. «Трудный ребёнок - как ему помочь». Нам надо быть творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом о всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего ЛИЧНОСТЬ. А. Сухомлинский