Выбираем профессию Что такое профессия Хорошо ли я себя знаю Типология профессий Секреты выбора профессии Лучшее, что есть в жизни, – возможность заниматься делом, которое того стоит. Т. Рузвельт Ошибки при выборе профессии Полезные советы Информационные источники
ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности, требующий специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки, опыта работы (педагог, врач,… ) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – более узкая область приложения духовных и физических сил человека в рамках профессии, ограниченная и связанная спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач-стоматолог, … ) ДОЛЖНОСТЬ – место, занимаемое человеком в структуре конкретного учреждения, предприятия, соответствующим уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей (директор школы, заведующий отделением, … ) назад
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ по предмету труда (по Е.А.Климову ) Профессии типа «человек – человек» (Ч-Ч) Профессии типа «человек – техника» (Ч-Т) Профессия типа «человек – природа» (Ч-П) Профессии типа «человек – знаковая система» (Ч-З) Профессии типа «человек – художественный образ» (Ч-Х) назад
Хочу Могу Надо Хочу Могу Надо Интересы Способности Мир профессий Склонности Состояние здоровья Необходимость профессии ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ (по Е.А.Климову)
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо: проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии; ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда); изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека; узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ССУЗах, ВУЗах); выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии; принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности; побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места; получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача; прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?». назад
Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей: 1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат? 2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место! 3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне. 4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом. 5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Москва не сразу строилась…». назад
Профессии типа «человек – человек» (Ч-Ч) Труд людей этих профессий направлен на воспитание, обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как адвокат, экскурсовод, учитель, врач, менеджер,продавец, психолог и др. назад
Профессии типа «человек – техника» (Ч-Т) Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр, инженер и др. назад
Профессия типа «человек – природа» (Ч-П) Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К таким профессиям относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, фермер, цветовод, ветеринар, химик, агроном и др. назад
Профессии типа «человек – знаковая система» (Ч-З) Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. Это такие профессии как кассир,корректор,программист, наборщик, переводчик, бухгалтер др. назад
Профессия типа «человек – художественный образ (Ч-Х) Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно- художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, дизайнер, хореограф и др.
Интересы, склонности Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности. Склонности к работе: С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду. С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники и др. С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем. С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса и т. д. С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке. назад
Могу. Способности, состояние здоровья Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности. Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект. Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.). Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности. Способности проявляются и развиваются в деятельности. назад
Надо Мир профессий, потребности общества в кадрах Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей. назад
Попробуй свои силы назад
Информационные источники Анимированные картинки Развивающие задания, игры, кроссворды Тесты по профориентации Литература Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, – 224 с. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя/И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др./Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, – 112 с. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя/С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов/Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 189 с. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8 – 11 кл. общеобразов.учреждений/М.С.Гуткин, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др./Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 191 с. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, – 80 с. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс)/Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, – 240 с. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, – 176 с. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод.пособие. – М.: Глобус, – 256 с. назад