РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ Афонина Е.В., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы высшей категории
Основные этапы работы с молодыми специалистами: 1 этап – диагностический 2 этап – самостоятельный творческий поиск 3 этап – оценочно-рефлексивный
Подэтапы работы: знакомство с педагогическими технологиями; изучение специфики воспитательной работы; контроль и оценка знаний молодого специалиста; диагностика результатов обучения в классах, где работает молодой специалист
Цели и задачи работы с молодыми специалистами Цели: обеспечить вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению личности учителя- профессионала.
Задачи: Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно- воспитательный процесс.
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применения теории на практике.
План обучения молодых специалистов. Первый год обучения. Сентябрь. Содержание обучения: знакомство с учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Краткий обзор рассматриваемых вопросов: изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя Заполнение информационной карточки.
Продолжение работы. Октябрь. Содержание обучения: посвящение в учителя Краткий обзор рассматриваемых вопросов: традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания». Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. Примерная схема тематического плана урока. Неделя открытых уроков
Продолжение работы. Декабрь. Содержание обучения: контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. Краткий обзор рассматриваемых вопросов: оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Продолжение работы. Февраль. Содержание обучения: Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. Краткий обзор рассматриваемых вопросов: дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения. Рассмотрение методических разработок:«Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»
Продолжение работы. Апрель. Содержание обучения: самообразование учителя – лучшее обучение. Краткий обзор рассматриваемых вопросов: выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой. Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста. Уметь правильно организовать
Продолжение работы. Май. Содержание обучения: Бенефис молодого учителя. Краткий обзор рассматриваемых вопросов: Творческий отчёт молодых педагогов. Творческий отчет учителя-наставника.
Типичные ошибки молодых специалистов: Вера в непогрешимость методических пособий, нерешительность в разработке собственных методических приемов. (Это касается в большей степени уроков русского языка). Слабое умение «схватывать» основные проблемы художественного текста и пути их решения тем или иным автором. (Это касается методики преподавания литературы).
Но мы их любим и желаем творческих успехов! Твори, дерзай, Иди вперед, «Из искры возгорится пламя!» Всегда подскажем, подтолкнем,- И станем лучшими друзьями!