Интеграция общего и дополнительного образования в условиях открытого образовательного пространства Владимирова Л.П., ИСМО РАО, МЭСИ
Открытое образовательное пространство - - это пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у обучаемого личностных качеств в процессе его деятельности.
Открытое образование Открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без вступительных испытаний). Открытое планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории – модулей из системы учебных курсов соответствующей программы). Свобода выбора преподавателя. Свобода в выборе времени, ритма и темпа обучения. Свобода в выборе места обучения. Солдаткин В.И.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, среди которых и информационно-методические условия, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой (раздел IV, пункт 26).
Определение ИОС информационо-образовательная среда образовательного учреждения представляет собой совокупность информационных источников, учебно-методических материалов (медиатека, электронная библиотека), технического (программного) обеспечения доступа к ним и коммуникационных технологий для осуществления взаимодействия всех участников учебного сообщества очной и дистанционной форм обучения.
Функции ИОС Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса, включая и электронные ресурсы; сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда открытого образования В условиях становления экономики знаний традиционная система образования не способна обеспечить подготовку и переподготовку требуемого стране числа специалистов и удовлетворить потребности всех желающих учиться. Решение проблемы - в освоении новых образовательных технологий и создании системы открытого образования. Дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования
Интеграция общего и дополнительного образования Цель – создание условий для открытого планирования содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории).
Общее и дополнительное образование Общее образование: в России и некоторых других странах школьное образование имеет три уровня начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее. Дополнительное образование детей или неформальное образование основано на внеурочной деятельности школьников (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования и т. Д.)
КИД сегодня Современные коммуникационные технологии позволяют возрождать клубы интернациональной дружбы в новом качестве. Они могут быть виртуальными, представлять собой сетевое сообщество, созданное для сетевого взаимодействия и общения школьников из разных стран.
Примеры КИДов для студентов Московский Клуб Интернациональной Дружбы (создан в 2006 году) при поддержке Департамента Семейной и Молодежной Политики города Москвы по инициативе мэра Москвы. В Казани возродили Клуб интернациональной дружбы студентов Казанского государственного университета (КГУ) в 2008 году (существовал 25 лет до 90-х годов). В КГУ сегодня более 200 студентов из 56 стран мира. Цель Интерклуба - объединить студентов из разных уголков мира в одну большую семью. Прим
КИД в школе МОУ "Средняя общеобразовательная школа 56 города Чебоксары" создала виртуальный школьный клуб "Betuleto" ("Березка"). Цель клуба - изучение и распространение языка эсперанто как средства межнационального и межкультурного общения; знакомство школьников с культурами различных народов мира, пропаганда российской и чувашской культур за рубежом; воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.
Условия создания современного КИДа Для создания виртуального клуба зарубежных друзей (аналога КИДа) и организации деятельности школьников в рамках данного клуба требуется: наличие ИОС школы; профессионализм руководителей клуба; информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка; знания и умения в области использования технологий Веб 2.0.
Web 2.0 в образовании Поисковые системы Блоги Вики Географические сервисы Сетевые карты знаний Социальные Фотосервисы Социальные закладки Хранилища документов и др.
Образование 2.0 «Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду» (А.М. Гольдин). «Образование 2.0» создают условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.
Принципы Веб 2.0 Интерактивность - такая технология заполнения сайта содержанием, когда посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. Синдикация (mash-up) - полное или частичное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет (например, так называемых RSS-каналов). Образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом. Социализация - использование технологий, которые позволяют создавать сообщество, возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны для пользователя.
Принципы образования 2.0 Субъектность. Содержание образования формируется самими обучающимися «здесь и сейчас» по индивидуальным образовательным траекториям. Принцип избыточности является необходимым условием для реализации принципа субъектности. Личное знание обучающихся развивается в специально организованной избыточной образовательной среде. Принцип сотрудничества в Образовании 2.0 понимается как реальное равноправие участников образовательного процесса, детей и взрослых.
Тождественность принципов Принципы Веб 2.0 Принципы Образования 2.0 интерактивностьсубъектность синдикацияизбыточность социализациясотрудничество
Блог Блог (blog) – средство для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению Блог - это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа
Виды блогов Блог учителя Личные блоги учащихся Блог учебной группы (класса)
Блог учителя Информация о курсе (программа, график выполнения заданий). Домашнее задание. Информация о материале конкретного занятия. Ссылки на учебные интернет-ресурсы. Список дополнительной литературы. Элективный курс КИД
Личный блог ученика Информация о себе, своих увлечениях, хобби, о своей семье, друзьях, о достижениях в учёбе или спорте. Ссылки на любимые сайты. Фотографии и видеоролики. Творческие работы. Электронное портфолио.
Блог учебной группы Для внеаудиторного обсуждения изучаемого материала (просмотренного фильма, прочитанной книги и т.д.). Для подготовки к написанию сочинения. Для ведения классного журнала (информация об учениках, фотографии, планирование внеклассных мероприятий, экскурсий, обсуждение предстоящих событий, анализ прошедших событий и т.д.)
Для чего использовать блог в учебном процессе? для практики чтения, письменной речи; для исследования интернет-ресурсов, соответствующих возрасту и теме; для обмена информацией и сплочения учебного коллектива; для организации on/off-line дискуссий; для создания on-line портфолио учащихся; для организации учебной деятельности в рамках проектной методики; для дистанционного обучения. для обучения в системе дополнительного образования
Решение проблем обучения в сотрудничестве, дифференциации и индивидуализации обучения Социальные сервисы Веб 2.0 позволяют обучаемому выбрать свой стиль обучения, наметить свою образовательную траекторию. Обучаемый может самостоятельно изучать материал, выполнять задания в удобное для него время и самостоятельно определять длительность выполнения задания. Технологии Веб 2.0 дают возможность сочетать индивидуальное и групповое обучение. Сетевые международные сообщества объединяют школьников всего мира, развивают коммуникативные умения и формируют социокультурную компетенцию.
Основные выводы Для реализации учебного процесса и внеурочной деятельности на основе социальных сетей и сообществ необходимо: теоретическое обоснование дидактических условий использования социальных сетей и сообществ; формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей; разработка методических рекомендаций по использованию социальных сетей и виртуальных сообществ; создание информационно-образовательной среды учебного заведения; использование дистанционных образовательных технологий.
Заключение Сегодня важно направить все усилия на интеграцию содержания общего и дополнительного образования, используя не только традиционные средства обучения, но и возможности социальных сетей и сообществ. Интеграция общего и дополнительного образования открывает новые возможности для получения качественного образования в условиях открытого образовательного пространства
Благодарю за внимание! Владимирова Л.П., к.п.н, доцент кафедры ПИвО, МЭСИ; н.с. лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО