Исследовательская работа На тему «История жизни М.Акмуллы». Выполнили обучающиеся 9Б класса, члены кружка «Юный краевед» Иванова Людмила и Давыдов Никита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Приготовила и оформила ученица 8 А класса Лицея 58 Чурина Ольга.
Advertisements

«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья,
Творческая работа «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы».
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Начало Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин А ҡ мулла; настоящее имя Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк.Мифтахетдин.
Выполнила: Лутфуллина А.И., ученица 11 «Б» класса МБОУ СОШ 2 с. Аскино Руководитель: Фатхутдинова Вилена Фавзатовна.
Мифтахетдин Акмулла. Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк,
Жизнь и творчество Акмуллы Выполнила:Садыкова Ляйсан Ученица 9А класса Башкирской гимназии 140.
Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Отец.
Презентация на тему Творчество М. Акмуллы. Постыдно жить невеждою убогим, Постыдно жить невеждою убогим, Уподобив себя четвероногим. Уподобив себя четвероногим.
Выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ с.Озёрный МР Учалинский район РБ Булякбаева Алия Аликовна Руководитель – Янтурина Римма Вазировна.
Полное имя Акмуллы Мифтахетдин Камалетдинович Искужи Ишбулдин Мустафа Мифтахетдинов.
«Потребность образования лежит в каждом человеке: народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» Л.Н.Толстой.
«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья,
Наш Акмулла Мифтахетдин Акмулла МБОУ СОШ с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Выполнил : Ученик 8 класса МБОУ СОШ.
Тема: «Потомки великого поэта и просветителя – Мифтахетдина Акмуллы». Выполнила: Ишбулдина Алсу Айдаровна, ученица 9 класса, МБОУ СОШ с.Тятер- Арасланово.
Мифтахетдин Акмулла Сэсэн, просветитель, сын народа Сэсэн, просветитель, сын народа Выполнила: Минязова Ляйсан Рустемовна ученица 11 класса МОБУ СОШ с.
Тема исследовательской работы: «Поучения и наставления в произведениях Акмуллы». Выполнила: ученица МБОУ СОШ 2 10 «А» СОШ 2 10 «А» класса Гареева Рита.
Пусть горы не дано тебе свернуть – Не отступай, однажды выбрав путь. Бессмертным не на том – на этом свете Стал Афлятун, об этом не забудь. М.Акмулла.
В ЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ XIX ВЕКА. Письмо Акмулле Уважаемый Мифтахетдин Акмулла! Пишет Вам большая поклонница вашего творчества Настя. Я искренне.
«Наш Акмулла» Ученица 8 «а» класса СОШ 1 г. Октябрьский Хазеева А. С.
Транксрипт:

Исследовательская работа На тему «История жизни М.Акмуллы». Выполнили обучающиеся 9Б класса, члены кружка «Юный краевед» Иванова Людмила и Давыдов Никита. Руководитель кружка Хабибуллина Раушания Радисовна. Нефтекамск -2011

. Акмулла (башк. Акмулла Мифтахетдин, настоящее имя Мухамедияров Мифтахетдин Мухамедиярович) (1831– 1895) башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт- философ, поэт- мыслитель.

Деревня Туксанбаево. Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан.

Мифтахетдину Акмулле – поэту, учителю, просветителю. В литературе достаточно много самых разных утверждений о происхождении поэта, никем и никогда не проверявшихся по документальным источникам. Такова и версия о том, что родным отцом Мифтахетдина был, якобы, не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, приехавший в башкирское село Стерлибашево из- под г.Акмечеть (ныне Кызыл- Орда), с долины реки Сырдарьи, и женившийся на девушке- башкирке. По этой версии Мифтахетдин еще в детстве остается без отца и воспитывается у Камалетдина.

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта- суфия Шамсетдина Заки.

Камалетдин-отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят. После этого его часто видели на юге Башкирии.

Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт- импровизатор. Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Скитаясь среди башкир и казахов, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.

Один из них казахский бай Батуч Исянгильдин оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, боев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться.

Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».

Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально- экономических корней общественного неравенства. Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.

Его прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов.

В стихотворении Акмуллы «Назидания» проявились «необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек».

В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.)

Памятник М.Акмулле в г. Уфа.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. г. Уфа.

Поэта уже нет, но горячее сердце Забилось сильнее при думе о нем. Оно помогает мне снова согреться Акмуллинским горячим огнем. И вновь я листаю страницы жизни, Сверяя свой шаг с его. Пламень души отдай Отчизне, В жизни добейся всего. Живые страницы,как современны! С нами в строю Акмулла. И заветы его для нас священны, Честь ему и хвала!

Могила Акмуллы. Мусульманское кладбище города Миасса. «Яркую жизнь поэта-сэсэна и труженика, полную горьких разочарований и творческих взлетов, прожил Мифтахетдин, прозванный Акмуллой за честность и правдивость. Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 8(20) октября 1895 года. ОН НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ.