А.И.Новиков, Н.Б.Водолазский, В.А. Акулинин Формирование национальной системы непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов и опыт зарубежных партнеров Проекта Темпус IV Омская государственная медицинская академия А.И.Новиков, Н.Б.Водолазский, В.А. Акулинин Формирование национальной системы непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов и опыт зарубежных партнеров Проекта Темпус IV Омская государственная медицинская академия
«Повышение качества медицинского образования – приоритет развития и реформирования системы здравоохранения РФ. Модернизация системы медицинских кадров должна быть ускорена…. И начать нужно с профессорско-преподавательского состава наших вузов и учреждений среднего профессионального образования. Ведь их квалификация должна быть на самом высочайшем уровне». Т.А. Голикова Из выступления на Всероссийском форуме медицинских работников «Повышение качества медицинского образования – приоритет развития и реформирования системы здравоохранения РФ. Модернизация системы медицинских кадров должна быть ускорена…. И начать нужно с профессорско-преподавательского состава наших вузов и учреждений среднего профессионального образования. Ведь их квалификация должна быть на самом высочайшем уровне». Т.А. Голикова Из выступления на Всероссийском форуме медицинских работников
Система непрерывного образования в РФ В современной Российской Федерации под системой непрерывного образования подразумевается: совокупность образовательных программ, образовательных структур, механизмов регулирования их деятельности. Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования»/К заседанию коллегии Минобрнауки России 22 февраля 2011 года. В современной Российской Федерации под системой непрерывного образования подразумевается: совокупность образовательных программ, образовательных структур, механизмов регулирования их деятельности. Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования»/К заседанию коллегии Минобрнауки России 22 февраля 2011 года.
Предметно-профессиональная квалификационная подготовка Подготовка научно-педагогических кадров для высшей медицинской школы осуществляется через традиционные организационно- правовые формы, такие как аспирантура и докторантура. Для дальнейшего профессионального роста в предметной области предусмотрено повышение квалификации на факультетах последипломного обучения ведущих вузов страны. Подготовка научно-педагогических кадров для высшей медицинской школы осуществляется через традиционные организационно- правовые формы, такие как аспирантура и докторантура. Для дальнейшего профессионального роста в предметной области предусмотрено повышение квалификации на факультетах последипломного обучения ведущих вузов страны.
Получение педагогической квалификации Возможность получения педагогической квалификации преподавателям предоставляет послевузовское профессиональное образование через освоение дополнительных программ. Для научно-педагогических кадров вузов с 2001 года такой программой стала программа "Преподаватель высшей школы». Краткосрочные программы повышения квалификации продолжительностью 72 и 144 часа. Возможность получения педагогической квалификации преподавателям предоставляет послевузовское профессиональное образование через освоение дополнительных программ. Для научно-педагогических кадров вузов с 2001 года такой программой стала программа "Преподаватель высшей школы». Краткосрочные программы повышения квалификации продолжительностью 72 и 144 часа.
Система подготовки и продолженного обучения ППК Система подготовки и продолженного обучения ППК научная (предметно- профессиональная ) педагогическая Слабое взаимодействие Слабое взаимодействие Современная практика обучения научно-педагогических кадров медицинских вузо в
В итоге: В январе года Министерство образования и науки приостановило процедуру государственной аккредитации всех реализуемых сегодня в России программ дополнительного образования – от повышения квалификации до программ профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. Под эту приостановку попала и программа "Преподаватель высшей школы", реализуемая в ряде медицинских вузов.
Три уровня обучения преподавательских кадров медицинских факультетов университетов во Франции 1.Обучение начинающего преподавателя(университетские и клинические ассистенты) осуществляется непрерывно в течение всего учебного года в форме тренинговых семинаров на базе медицинских колледжей, школ, факультетов медицинских университетов, имеющих специализированные медико-педагогические подразделения. 2.Второй уровень ориентирован на обучение штатного преподавателя, способного создавать разрабатывать учебные планы, программы междисциплинарных модулей, участвовать в комплексном оценивании достижений студентов. 3.Третий уровень – компетентность эксперта. Освоение магистерской программы «Науки об обучении», докторантура по педагогике и / или обучающая стажировка в экспертных центрах.
Учебный симуляционный центр Университета Ниццы
Проект «Техническая педагогика». Учебно-технологический центр создания подкастов. Университет Лиля
Принципы обучения преподавательских кадров в Центре медицинской дидактики (MeDiBo). Германия Соединение в процессе обучения предметно-профессиональной и дидактической составляющих преподавательской деятельности. Пошаговый подход к квалификационной подготовке преподавателей, который обеспечивается многообразием программ обучения, предлагаемых для разных категорий обучающихся.
В Центре медицинской дидактики (MeDiBo). Германия
Пример сопоставимости и совместимости образовательных программ различных уровней для обучения преподавателей
Центр продолженного обучения Римского университетаTor Vergata
Почему не сложилась система непрерывного обучения НПК медицинских вузов в России? Отсутствует нормативно-правовая базы для формирования разнообразных моделей непрерывного обучения. Отсутствует единая система общегосударственных квалификационных требований и профессиональных стандартов непрерывного профессионального обучения преподавателей. Отсутствует возможность официального признания ранее полученного образования, результатов формального и неформального обучения.
Что необходимо для создания системы непрерывного обучения? Создать типологию (рамки) квалификаций преподавательского состава медицинского вуза на основе требований рынка образовательных услуг, рынка труда с опорой на компетенции; Сформировать пакет вариативных образовательных программ и форм обучения для каждого уровня квалификации; Разработать современные инструменты и процедуры оценки достижений преподавателей, приводящие к присвоению квалификаций; Разработать типологию квалификационных свидетельств (от федерального уровня, до внутривузовских удостоверений, сертификатов профессиональных ассоциаций врачей, ведущих клиник и медицинских центров различных организационно- правовых форм, имеющих лицензии на образовательную деятельность).
Благодарим за внимание !