Авторы: Королёва О.Б., зам.директора МОУ СОШ 5 г.Меленки Ивашова С.Ю., учитель информатики и ИКТ
Модель школы полного дня подразумевает: взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, создание максимально комфортных условий для развития учащихся и педагогов, сохранения и укрепления их здоровья, реализация запросов социума и потребностей детей и взрослых, подготовка к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решение всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.
Разработка модели «школы полного дня», создающей комфортные условия для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов и являющейся особым социокультурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, где вопросы содержания и структуры образования рассматриваются с точки зрения возможностей как базового так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно- ориентированные методы обучения школьников.
Рассмотреть основные направления работы в школе полного дня для решения проблемы так называемой дискретности учебной деятельности Разработать психолого-педагогические принципы модели «школы полного дня» Сформировать пакет документов, обеспечивающий законное и обоснованное функционирование школы в режиме полного дня.
I этап Информационно-организационный – апрель-май 2010г. Информирование участников образовательного процесса и общественности о создании новых органов общественного управления. Изучение существующего опыта, проведение консультаций и семинаров. Анкетирование детей, родителей и педагогов. Привлечение общественности и социальных партнеров. Создание рабочей группы. Организация обучения школьного ученического актива и педагогов.
II этап Информационно-технологический – июль 2010г- апрель 2011г Разработка структуры МОУ. Разработка нормативных документов. Разработка мониторинга эффективности новой модели МОУ.
III этап Информационно-аналитический – май 2011г Информирование всех целевых групп о результатах реализации проекта. Распространение опыта проектирования модели МОУ ОУ
I направлениеI направление Новые формы организации учебного процесса II направлениеII направление Технологические особенности III направлениеIII направление Психолого-педагогические принципы
Общешкольное родительское собрание и анкетирование детей с целью выявления пожелания родителей, детей и возможностей ОУ Апрель-май 2010г Создание здоровьесберегающих условий пребывания обучающихся в школе полного дня Июль-август 2010г Разработка нормативно-правовой базы функционирования школы полного дня Июль-август 2010г Составление и корректировка единого расписания с учетом интеграции основного и дополнительного образования август-сентябрь 2010г Составление и утверждение индивидуального штатного расписания август 2010г Тарификация учителей с учетом оплаты труда за лишнее рабочее время август 2010г Укрепление материально-технической базы в теч уч.года
материально- технические финансовые человеческие
- в условиях безработицы и полного обнищания многих семей единственная бесплатная возможность занять ребенка, организовать его обучение и воспитание с учетом его возраста, индивидуальных способностей и интересов; - сохранение и совершенствование школьных традиций, накопление опыта, непрерывное развитие; - спокойствие родителей за судьбу их ребенка до того момента, когда они смогут забрать его домой после работы.
Новые формы организации учебного процесса объединение урока и выполнение домашнего задания под руководством одного учителя. возможность систематически участвовать в мероприятиях образовательно-воспитательного характера по выбору. объединение уроков в пару с целью закрепления материала и выполнения домашнего задания. три или четыре пары уроков (в зависимости от возраста школьника) не менее двух приемов пищи (завтрак и обед), свободное время ученика (один-два часа после уроков) до часов ежедневно обязательные посещения дополнительных занятий по выбору.
Технологические особенности основная учебная деятельность сконцентрирована и логически завершается на сдвоенных уроках. две составляющие учебного процесса (урок и домашняя подготовка) осуществляются одним и тем же учителем-предметником в рамках одного предмета сохраняется целостность психолого-педагогического сопровождения, единство требований к качеству выполняемой работы. единая система уроков и внеурочных занятий по всем предметам. максимальное использование школьных помещений
Психолого-педагогические принципы Принцип целостного осуществления обучения, воспитания и развития учащихся в ходе учебного процесса. Принцип самостоятельности и творческой активности личности Принцип повторения с усложнением Принцип соответствия учебного процесса индивидуальным особенностям учащихся.
«Школа полного дня» - это современная модель ОУ. Она может быть реализована во всех общеобразовательных учреждениях малых городов России, в тех школах, где основную часть контингента учащихся составляют дети из многодетных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Данный проект может получить дальнейшее развитие за счет организации «школы воскресного дня». Детям будет предоставлена возможность организовать свою деятельность, досуг в выходные дни с привлечением педагогов дополнительного образования по разновозрастному принципу построения групп. Сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношения школьников. Общность интересов, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь приводит к сплоченности группы.