Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «Гимназия 12» БОУ г. Омска «Гимназия 12»
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности
ЕГЭ призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников ЕГЭ призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников
ЕГЭ должен выявить в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности ЕГЭ должен выявить в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности
Обществознание интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Поэтому этот предмет наиболее распространен в качестве вступительного экзамена в ВУЗы Обществознание интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Поэтому этот предмет наиболее распространен в качестве вступительного экзамена в ВУЗы
ЕГЭ по обществознанию проверяет сформированность следующих умений и навыков распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; оценивать различные суждения о социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук; оценивать различные суждения о социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор позиций из предложенного списка; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор позиций из предложенного списка; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах; называть и применять термины, понятия и социальные явления в соответствии с предлагаемым контекстом; называть и применять термины, понятия и социальные явления в соответствии с предлагаемым контекстом;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса; перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
При подготовке школьников к ЕГЭ по обществознанию знакомлю их с методикой и алгоритмом работы, которые развёрнуты в разработанные мной памятки При подготовке школьников к ЕГЭ по обществознанию знакомлю их с методикой и алгоритмом работы, которые развёрнуты в разработанные мной памятки
Правила работы с понятиями выделять понятия из текста или устной речи; выделять понятия из текста или устной речи; определять понятия; определять понятия; классифицировать понятия по степени их значимости; классифицировать понятия по степени их значимости; находить общее и отличное в разных определениях; находить общее и отличное в разных определениях; сравнивать различные понятия; сравнивать различные понятия; подбирать к одному понятию одноуровневые термины; подбирать к одному понятию одноуровневые термины; рассказать о той или иной социальной проблеме с использованием понятия рассказать о той или иной социальной проблеме с использованием понятия
Анализ документов вид документа; вид документа; социально-экономическая, политическая или историческая обстановка, адресат; социально-экономическая, политическая или историческая обстановка, адресат; цели и задачи, факты, основные понятия документа; цели и задачи, факты, основные понятия документа; затронутые проблемы, основные идеи; затронутые проблемы, основные идеи; вопросы к документу или автору; вопросы к документу или автору; система ценностей, отраженная в документе; система ценностей, отраженная в документе; стилистические особенности; стилистические особенности; уровень эмоциональности; уровень эмоциональности; возможные сравнения с другими документами; возможные сравнения с другими документами; значение документа значение документа
Анализ неадаптированных текстов соответствие содержания тематике и целям работы; соответствие содержания тематике и целям работы; полнота и глубина раскрытия темы; полнота и глубина раскрытия темы; самостоятельность суждений; самостоятельность суждений; достоверность и целесообразность включения фактов; достоверность и целесообразность включения фактов; новизна, оригинальность и актуальность работы; новизна, оригинальность и актуальность работы; яркость, непротиворечивость, обоснованность изложения; яркость, непротиворечивость, обоснованность изложения; аргументированность и убедительность выводов аргументированность и убедительность выводов
На уроках и во внеурочной деятельности широко применяю технологию проектного обучения, с помощью которой развиваю ключевые компетентности обучающихся, что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться На уроках и во внеурочной деятельности широко применяю технологию проектного обучения, с помощью которой развиваю ключевые компетентности обучающихся, что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться
Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально- значимых результатов Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально- значимых результатов
Проектная деятельность ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С Проектная деятельность ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С
Достоинства проектной деятельности поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (часть А, В, С); поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (часть А, В, С); анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия (часть А, В, С); (часть А, В, С); формулировка на основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам (часть С); формулировка на основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам (часть С); применение знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (часть А, С); применение знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (часть А, С); подготовка творческой работы (часть С). подготовка творческой работы (часть С).
Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности ребенка (учебно-познавательной, социально- трудовой, информационной, коммуникативной), которые будут востребованы в его будущей практической деятельности Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности ребенка (учебно-познавательной, социально- трудовой, информационной, коммуникативной), которые будут востребованы в его будущей практической деятельности
Применение проектной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным Применение проектной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным