ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Г Р И Н Ш К У Н ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ доктор педагогических наук, профессор М Заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета
Первоначальное знакомство педагогов и обучаемых с сетью Интернет Увеличение числа школ, имеющих доступ к сети Интернет Начало работы учителя с ресурсами сети Интернет Каталог – психологическая «точка входа» в сеть
Три критерия структуризации ресурсов в Каталоге В основе выбора критериев – удобство использования Кем опубликован ресурс? Каков вид ресурса? Для чего используется ресурс?
Критерий – источник информации Сайты органов управления образования Сайты учреждений образования Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах России Образовательные средства массовой информации Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады Критерий – вид ресурса Федеральные информационно-образовательные порталы Инструментальные программные средства Энциклопедии, словари, справочники, каталоги Критерий – область использования Ресурсы для абитуриентов и информационная поддержка ЕГЭ Ресурсы для дистанционных форм обучения Ресурсы по предметам образовательной программы (астрономия, биология, география, иностранные языки и т.д.)
Использование Каталога – шаг на пути к использованию качественных образовательных ресурсов сети Интернет Отсутствие общепризнанной экспертизы качества Внутренняя оценка качества ресурсов Естественный отбор эффективных ресурсов Учет при публикации версий Каталога опыта использования ресурсов Возможность для специалистов отследить потребности в разработке образовательных ресурсов
Доступность информации сферы образования для: Государственных органов и органов управления образования Администрации образовательных учреждений Педагогов Родителей Школьников Общественности Повышение эффективности системы образования
Методические рекомендации по обучению с использованием ресурсов сети Интернет Основные методы обучения с использованием ресурсов (информирование, проектная и практическая деятельность, активное и личностно-ориентированное обучение и т.п.) Использование ресурсов адекватно потребностям системы образования (формирование знаний, репродуктивных и творческих умений, воспитание личности) Методы формирования критического и адекватного отношения к информации, получаемой из сети Интернет Приобщение педагогов к разработке собственных электронных ресурсов Информирование о возможных негативных последствиях использования образовательных ресурсов
Соответствие методической системе обучения Использование образовательных ресурсов должно быть соотнесено с методической системой обучения – целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам
Направления совершенствования Каталога 1. Увеличение перечня учебных дисциплин, дальнейшая градация на более мелкие подразделы 2. Введение дополнительных критериев структуризации (например, объединение ссылок на ресурсы по типам - тренажеры, игры и т.п.), 3. Увеличение числа ссылок на методические, технологические и технические руководства 4. Более детальное описание методов обучения с использованием образовательных ресурсов. Описание новых методов 5. Привязка части методических рекомендаций к разделам Каталога