Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1
обновление содержания в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин, Т.М. Ковалева); условие формирования готовности учащихся действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В.А. Болотов, В.В. Башев); условие формирования готовности обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности и самообразованию (П.Г. Щедровицкий, А.К. Маркова, В.И. Байденко). Причины становления компетентностного подхода в образовании 2
Компетентностная модель Компетентностная модель – это научная основа проектирования результата и процесса освоения образовательной программы, обеспечивающая готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах. 3
4 Сравнительный анализ традиционного и компетентностного подходов Традиционный подходКомпетентностный подход Основа содержания - совокупность фактов, понятий, законов и теорий Основа содержания - опыт решения проблем Цель обучения – формирование системы ЗУНов Цель обучения – формирование готовности самостоятельного решения поставленных задач Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» Учитель ставит вопрос «Зачем?» и «Как?» Большая часть знаний формируется на уровне воспроизведения Знания формируются на уровне применения Опыт деятельности формируется стихийно Опыт деятельности приобретается в процессе обучения 4
Виды компетенций бакалавра по направлению «педагогическое образование» (ФГОС ВПО) универсальные УК профессиональные ПК 5
6
«Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» «…Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования… Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетентностей». 7
Ключевые Предметные Метапредметные Основные виды компетенций учащихся (А.В. Хуторской) 8
Основные виды компетенций учащихся общеобразовательных школ (М.М. Шалашова) 9
Компетентность Компетентность – это интегрированная характеристика личности, которая определяется совокупностью сформированных компетенций. Компетенции Компетенции – требуемый результат освоения образовательной программы, который проявляется в самостоятельности решения поставленных задач, готовности к освоению новых знаний. Основные понятия компетентностно- ориентированного образования: 10
k4k4 k1k1 k2k2 k3k3 k5k5 knkn K Состав компетентности 11
Состав компетенции Мотивы Знания Умения Способности 12
13 Изменения в системе оценивания результатов освоения образовательной программы Комплексный подход к рассмотрению результатов образовательной деятельности Разработка инновационных оценочных средств Использование методов многомерного шкалирования Критериально-уровневый подход к интерпретации результатов педагогического контроля 13
Схема демонстрации компетенций Мотивация Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Поиск ?! 14
Для получения качественных показателей необходимо выделить инструментарий, способствующий выявлению компетенций; использовать совокупность оценочных средств, позволяющих оценивать демонстрируемые результаты с разных сторон; сопоставлять результаты оценивания, полученные с помощью различных измерителей. При этом достоверными следует считать те признаки, которые повторяются при оценивании разными средствами; рассматривать явление в развитии, понимая, что во время диагностики определяется тот уровень, которого достигли студенты на данный момент 15
кейсы; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания; контекстные задачи. Инновационные оценочные средства: 17
Модель измерения компетенций Содержание ХК студента Содержание ХК ученика Общепринятый инструментарий Инновационный инструментарий Накопительная система учета результатов Вычисление рейтинга Уровень компетенций 18
Весовой коэффициент Наименование измерителя Весовые коэффициенты Задания экзаменационных билетов0,3 Контекстные задачи0,2 Тесты0,1 Кейсы0,1 Задания контрольной работы0,1 Задания устного контроля0,1 Ситуационные задания0,1 ИТОГО1 19
Рейтинговый балл по предмету где: k i весовой коэффициент i-того измерителя R i балл, определенный с помощью i-того измерителя 20
Суммарный рейтинговый балл где: a j весовой коэффициент j-той химической дисциплины R j рейтинговый балл по j-той химической дисциплине 21
Определение рейтинга обучающихся где: N i число баллов i-того обучающегося N max максимально возможный балл 22
Значение R Наименование уровня Определение уровня по рейтинговому баллу I недостаточный 0 – 30% II минимально допустимый31 – 60% III достаточный 61 – 80% IV продвинутый81 – 100% 23
24