Раздел: Сенсорные системы Тема урока: Значение органов чувств. Анализаторы Цель урока: раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Органы чувств. Анализаторы.. Каким образом мы получаем информацию об окружающем нас мире?
Advertisements

Макаров К.Е. МОУ Центр образования 49 город Тверь.
Девиз урока: «Каждый старается в меру своих способностей» М.Монтело.
«Органы чувств». Органы чувств - специализированные органы, обеспечивающие преобразования информационных сигналов, поступающих от раздражителя, в форму,
Анализаторы. Органы чувств. Подготовил ученик 8 Б класса: Кузнецов Николай.
Как мы видим, что мы видим? Как мы слышим, что мы слышим? Как мы чувствуем, что мы чувствуем?
Органы чувств У человека выделяют следующие органы чувств: зрения (глаз), слуха (ухо), обоняние (нос), вкуса (язык) и осязания (кожа). Органы чувств –
анализаторы 8 класс §48. Анализаторы Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.
Анализаторы Учитель биологии Шмыкова И.А. МОУ СОШ 29 г.Георгиевска, Ставропольского края.
Органы чувств, их значение. Органы чувств – специальные физиологические аппараты, воспринимающие раздражение как вне организма так и в организме.
ОЩУЩЕНИЕ Ощущения - наиболее простая форма психической деятельности. Ощущения представляют собой продукт переработки ЦНС раздражителей, возникающих во.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний.
Проверочная работа по теме: «Нейро-гуморальная регуляция. Органы чувств»
Органы чувств Учитель: Мельникова Ирина Викторовна.
Анализаторы слуха и равновесия Тема урока:. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Сформулировать новые анатомо- физиологические понятия о строении и функциях анализаторов.
Большие полушария головного мозга «… Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже воображение останавливается в нерешительности». «…
Виды анализаторов. Структура анализатора Периферическое звено (рецепторы) Проводниковое звено (нервные пути) Проводниковое звено (нервные пути) Центральное.
Как мы видим, что мы видим? Как мы слышим, что мы слышим? Как мы чувствуем, что мы чувствуем?
Презентация к уроку биологии Анализаторы (органы чувств), их строения и функции, зрительный анализатор Презентация к уроку биологии Анализаторы (органы.
Учитель биологии Миронова О.А. Урок биологии в 8 классе.
Транксрипт:

Раздел: Сенсорные системы Тема урока: Значение органов чувств. Анализаторы Цель урока: раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов

Секреты в коробочках Внимательно рассмотрите содержимое мешочка. Внимательно рассмотрите содержимое мешочка. Составьте полную характеристику этого предмета в течении 2-3 минут. Составьте полную характеристику этого предмета в течении 2-3 минут. Обменяйтесь информацией с другой командой. Обменяйтесь информацией с другой командой.

Ответьте на следующий вопрос: Каким путем вы получили эту информацию о предмете? Каким путем вы получили эту информацию о предмете?

Вопросы сегодняшнего урока? Сколько у человека органов чувств? Сколько у человека органов чувств? (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, равновесие) Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды? (это рецепторы) Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды? (это рецепторы)

Что такое рецептор? Рецептор – это специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. На 1 см² кожи их насчитывается от 200 до 400, а всего их на поверхности тела до 8 млрд. Во всех внутренних органах около 1 млрд рецепторов. Рецептор – это специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. На 1 см² кожи их насчитывается от 200 до 400, а всего их на поверхности тела до 8 млрд. Во всех внутренних органах около 1 млрд рецепторов.

Как вы думаете, почему И. П. Павлов назвал рецепторы своеобразными щупальцами мозга? Нервные концевые аппараты, первыми восприняв внешние сигналы, стимулируют к работе мозг. Нервные концевые аппараты, первыми восприняв внешние сигналы, стимулируют к работе мозг.

Что произойдет, если человек или животное лишится рецепторов? Во краткая история: В сове время С. П. Боткин показал И. М. Сеченову больную женщину, которая воспринимала информацию внешней среды только через осязание одной руки. Все ее органы чувств были повреждены. Больная все время спала, и только постучав по ее руке можно было ее разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке. Во краткая история: В сове время С. П. Боткин показал И. М. Сеченову больную женщину, которая воспринимала информацию внешней среды только через осязание одной руки. Все ее органы чувств были повреждены. Больная все время спала, и только постучав по ее руке можно было ее разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке.

Рецепторы и вспомогательные части этих органов, помогающие улавливать определенные раздражители, усиливающие раздражение, защищающие органы. Рецепторы и вспомогательные части этих органов, помогающие улавливать определенные раздражители, усиливающие раздражение, защищающие органы. Принцип строения органов чувств:

Что такое анализатор? Это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий. Это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

«Анализатор» раздражители раздражение ОРГАН ЧУВСТВ (рецептор) ЦЕНТР В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА возбуждение Проводящие пути

Состав слухового анализатора: Височная зона коры больших полушарий Височная зона коры больших полушарий

Состав обонятельного анализатора: Обонятельные рецепторы Обонятельные рецепторы Обонятельные нервы Обонятельные нервы Обонятельная зона коры больших полушарий. Обонятельная зона коры больших полушарий.

Состав осязательного анализатора: Теменная зона коры больших полушарий Теменная зона коры больших полушарий

Состав вкусового анализатора:

Состав зрительного анализатора: Затылочная зона коры больших полушарий Затылочная зона коры больших полушарий

Состав органа равновесия: Мозжечок Мозжечок

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Глядя нас лес, мы воспринимаем его вначале как зеленую стену. Вглядываясь пристальнее, мы начинаем различать деревья, кусты, траву и мох, просветы неба между деревьями. Лишь постепенно мы выделяем в виде отдельных свойств зеленый цвет листьев хвои, белый цвет стволов берез, красно-бурый цвет коры сосен, темно- бурый цвет коры елей, голубой цвет неба. Об отдельных свойствах окраски предметов нам сообщают наши зрительные ощущения. Глядя нас лес, мы воспринимаем его вначале как зеленую стену. Вглядываясь пристальнее, мы начинаем различать деревья, кусты, траву и мох, просветы неба между деревьями. Лишь постепенно мы выделяем в виде отдельных свойств зеленый цвет листьев хвои, белый цвет стволов берез, красно-бурый цвет коры сосен, темно- бурый цвет коры елей, голубой цвет неба. Об отдельных свойствах окраски предметов нам сообщают наши зрительные ощущения.

Точно так же мы воспринимаем звуки леса. Первоначально это лесной шум от колеблющихся ветром листьев и ветвей деревьев, затем мы выделяем в этом шуме скрип стволов, шелест листьев, звон и стрекотание летающих насекомых, пение птиц, звуки человеческого голоса. Разные по силе, тембру, продолжительности, высоте и ритму, эти звуки дифференцируются в отдельные слуховые ощущения. Первоначально это лесной шум от колеблющихся ветром листьев и ветвей деревьев, затем мы выделяем в этом шуме скрип стволов, шелест листьев, звон и стрекотание летающих насекомых, пение птиц, звуки человеческого голоса. Разные по силе, тембру, продолжительности, высоте и ритму, эти звуки дифференцируются в отдельные слуховые ощущения.

Ощущение от латинского слова sensus- «чувство», «ощущение». Это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств. Это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств.

Давайте рассмотрим восприятие людей различных профессий. Как воспринимают лес: Лесовод? Лесовод? Работник лесной промышленности? Работник лесной промышленности? Охотник? Охотник? Врач? Врач? Художник? Художник?

Лесовод – как предмет его охраны, заботы и защиты. Лесовод – как предмет его охраны, заботы и защиты. Работник лесной промышленности – как объект для производства мебели и бумаги. Работник лесной промышленности – как объект для производства мебели и бумаги. Охотник – как благоприятное место для охоты. Охотник – как благоприятное место для охоты. Врач – как место для создания и лечения больных. Врач – как место для создания и лечения больных. Художник – как образ будущего произведения искусств. Художник – как образ будущего произведения искусств.

Таким образом, восприятия - Это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико – синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико – синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Ответьте на вопросы: Из каких частей состоит анализатор? Из каких частей состоит анализатор? Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей? Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей? Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака даже в совершенно ничтожных количествах, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции организма не будет. Почему? Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака даже в совершенно ничтожных количествах, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции организма не будет. Почему?

Почему при нарушении деятельности рецепторов человек и животные засыпают? Почему при нарушении деятельности рецепторов человек и животные засыпают? Где располагаются центры анализаторов? Где располагаются центры анализаторов? Какие образования обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и восприятие образов? Какие образования обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и восприятие образов?