ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Особенности модели жилищного кооператива для сотрудников, создаваемого при поддержке предприятия
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Проект строительства жилья для сотрудников СУЭК в Киселевске Киселевск – город шахтеров. Других предприятий кроме угольных шахт и карьеров нет. Жилищное строительство практически не ведется Проект строительства блокированных домов (таунхаусов) компанией СУЭК и администрацией города –Первая очередь – 5 домов (по 2 квартиры в секции), 54 квартиры общей площадью 8 тыс. кв.м. Стоимость квартиры - 2,2 млн. руб 6 квартир увеличенной площадью – собственность застройщика (продажа на рынке) –Вторая очередь – 3 дома на 36 квартир общей площадью 4,4 тыс. кв.м.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Функции СУЭК 20 млн. руб. в качестве благотворительной помощи для Администрации города на разработку проекта (около 2,4 млн.) и строительство инженерных сетей участие в строительстве объектов социального использования; еженедельный контроль процессов строительства через Дирекцию по капитальному строительству; подбор участников долевого строительства (в рамках 214-ФЗ); предоставляет сотрудникам заём для оплаты первоначального взноса в размере до 30% с 10 летним льготным сроком. Оставшиеся 70% работник получает в Сбербанке под 12% (11% после оформления квартиры в собственность) годовых в рублях на 10 лет на стандартных условиях; обязательства по увеличению заработной платы участников (в среднем с 20 до 40 тыс. руб. в мес.; оказывает содействие в получении банковского ипотечного кредита
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Функции Застройщика и Администрации Застройщик: через аукцион получен в аренду земельный участок для строительства получены права собственности на 6 квартир в качестве части оплаты своих услуг Администрация Кисилевска: подготовила проект строительства жилья продала подготовленный и согласованный проект застройщику обеспечила строительство объектов социальной инфраструктуры (детский сад на 160 млн. руб., из которых 15 млн. – СУЭК)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Факторы удешевления цены жилья использование современных строительных технологий, в частности применения несъемной опалубки выбор подрядчика на конкурсе, главным критерием которого было обеспечение заданной цены построенного жилья предоставление возможности подрядчику построить и продать часть квартир в проекте Итоговая цена жилья для сотрудников составила 18,7 тыс. руб. за кв.м., а с учетом займа на первоначальный взнос – 13,09 тыс. руб. за кв.м. На рынке в тот период стоимость жилья составляла 19 – 22 тыс. руб. за кв.м. Затраты СУЭК на реализацию данного проекта составили 4,2 тыс. руб. за кв.м.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Роль программ стройсбережений в жилищном финансировании
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Что такое жилищные сберегательные программы? Основа - жилищные сберегательные контракты, которые содержат: обязательство гражданина накопить определенную сумму за установленный в контракте период обязательство кредитной организации предоставить кредит на заранее определенных условиях на покупку или реконструкцию жилья
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Особенности жилищных сберегательных программ Кредит предоставляется по ставке ниже рыночной Процентные ставки по сбережениям и кредиту фиксируются на весь срок контракта Кредит предоставляется без процедуры оценки платежеспособности заемщика Наличие государственных премий
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Социально-экономические цели систем стойсбережений дать гражданам со средними и ниже средних доходами возможность накопить денежные средства на специальном накопительном счете в банке и получить впоследствии кредит в сумме, достаточной для полного либо частичного финансирования приобретения или строительства жилья сделать условия накопления и получения кредита доступными для большинства граждан с помощью долгосрочных накоплений граждан создать устойчивый и дешевый источник для ипотечных жилищных кредитов, выдаваемых в рамках этой системы способствовать оздоровлению финансовой системы, снижению инфляционных тенденций и направлению средств в жилищную сферу привлекать накопления граждан в строительный и жилищный рынки через надежные финансовые институты, деятельность которых регулируется и контролируется государством предоставлять долгосрочные жилищные кредиты под приемлемые, как правило, более низкие, чем в других кредитных институтах, проценты
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Роль жилищных накопительных вкладов в системе ипотечного кредитования Для банка –формирование кредитной истории клиента –оценка платежеспособности клиента и готовности осуществлять платежи по погашению кредита –создание дополнительной финансовой базы ипотечных кредитов Для клиента –накопление первоначального взноса, необходимого для получения кредита –получение права на кредит при определенных условиях –приучение к кредитной дисциплине –оценка своих возможностей по погашению кредита
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Две главные модели системы стройсбережений Германская (Bausparkasse) – «закрытая» модель –строится на основе специализированного стройсбербанка Французская (Epargne-Logement) – «открытая» модель –функционирует на основе универсального банка
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Финансовые риски стройсберпрограмм риск несбалансированности, или финансовой неустойчивости стройсберкассы социальный риск риски принятия бюджетных обязательств по государственной поддержке стройсберкассы на длительный период
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Главные задачи строительно-сберегательных систем в странах с переходной экономикой помощь государства в обеспечении жильем граждан создание условий для увеличения целевых накоплений граждан оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков создание источника стабильных долгосрочных фондов
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Государственная субсидия, предоставляемая участнику программы Предоставляется только в том случае, если сбережения и/или кредит используются на жилищные цели Величина субсидии зависит от следующих показателей: процент по накоплениям и кредитам доля премии в сбережениях минимальный срок, после которого возможно получить премию и снять сбережения
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Основные выводы Система стройсберкасс не может существовать без значительной бюджетной поддержки, особенно в российских условиях, когда проценты по банковским депозитам даже в коммерческих банках ниже инфляции и не компенсируют рост цен на жилье Субсидирование вкладов в стройсберкассах не обеспечивает адресности предоставления бюджетной поддержки конкретным нуждающимся в такой помощи гражданам, а предоставляется неопределенному кругу лиц Реализация программы стройсбережений может привести к негативным экономическим и социальным последствиям, которые могут возникнуть при увеличении нагрузки на бюджет и невозможности направлять средства бюджета на другие жилищные программы. Законодательное закрепление данной системы не позволит отказаться от нее, т.к. это приведет к невыполнению обязательств перед участниками стройсберкасс и развалу всей системы Учитывая замкнутость системы стройсберкасс их деятельность очень сложна с точки зрения обеспечения ликвидности и требует строжайшего регулирования и надзора. В противном случае велика вероятность формирования «пирамидальных схем»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Схема жилищных накопительных вкладов в банках Введение в законодательном порядке для жилищных накопительных вкладов граждан понятия «безотзывных вкладов» Предоставление права на заключение с гражданами договоров жилищного накопительного вклада всем банкам, являющимся участниками системы страхования вкладов физических лиц. Увеличение для данного вида вкладов размера возмещения, выплачиваемого вкладчику Агентством по страхованию вкладов Включение в условия жилищного накопительного вклада в качестве обязательств банка возврат накопленной суммы и процентов после завершения фазы накопления (3-7 лет), а также предоставление кредита, существенные условия которого должны быть оговорены в момент заключения договора жилищного накопительного вклада Для расширения масштабов программы жилищных накоплений предлагается предусмотреть возможность ее поддержки со стороны государства
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Положительные стороны схемы жилищных накопительных вкладов в банках При запуске системы нет необходимости в прямой государственной поддержке Риск роста числа вкладчиков и связанного с ним увеличения объема премий, обязательства по выплате которых возникают, не ложится на государство, как это происходит в системе стройсберкасс Система жилищных накоплений может эффективно сочетаться с адресной государственной поддержкой отдельных категорий граждан (государственные премии в зависимости от суммы жилищных накоплений для бюджетников, врачей, учителей и т.д.)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Проблемные моменты схемы жилищных накопительных вкладов в банках Невозможность гарантировать клиентам предоставления кредита в условиях нестабильной экономики и меняющейся платежеспособности вкладчика, что может ограничить интерес граждан к данной схеме Возможная заинтересованность банков открывать жилищные накопительные вклады для всех желающих клиентов, независимо от их финансового состояния, в целях привлечения больших объемов долгосрочных ресурсов. При этом клиенты с невысокими доходами не смогут получить кредит по причине их недостаточной платежеспособности и это может придать негативную окраску всей системе жилищных накоплений