Изменения в КИМах 2O12 года
Изменено количество заданий 2011 год2012 год Часть А (с выбором ответа) – 3 Часть В (с кратким ответом) – 14 Часть А (с выбором ответа) – 7 Часть В (с кратким ответом) – 9
А4. Фонетика Фонетический анализ слова, в том числе: соотношение звуков и букв; обозначение мягкости согласных на письме; оглушение и озвончение согласных; обозначение звука [й] на письме ; наличие непроизносимых согласных.
А4.Фонетика Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СБЕЖАТЬ первый звук – [з]. 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]. 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н̕ ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
Изменён формат заданий по орфографии (А5-А7) А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) подивилась 2) вклинилась 3) касаются 4) написал
Изменён формат заданий по орфографии (А5-А7) А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась
Изменён формат заданий по орфографии (А5-А7) А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1) бесценные 2) сосредоточена 3) напряжённо 4) деревянная
Изменён формат задания В7 Новое задание объединяет два задания спецификации 2011 г. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной [сочинительной] связью.
Исключено задание В13 спецификации 2011 г.- сложные бессоюзные предложения.
Изменено количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения 2011 год 2012 год 4 микротемы (и соответственно 4 абзаца) 3 микротемы (и соответственно 3 абзаца) Примерное количество слов в тексте для изложения – слов
Изменен объем изложения и сочинения 2011 год2012 год Объем изложения – не менее 90 слов Объем сочинения – не менее 50 слов Объем изложения – не менее 70 слов Объем сочинения – не менее 70 слов
Изложение Текст изложения читает учитель, не работающий в классе. Текст читается 2 раза с перерывом 5 минут. Каждое чтение составляет примерно 5-6 минут Рекомендуемое время работы над изложением 90 минут С первой минуты экзамена учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями
С2.1. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
В 2012 году на государственном экзамене в 9-ом классе во всех школах РФ будет именно эта формулировка задания С2.1.
С2.1 С 1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но Рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет 1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или Тезис доказан на бытовом уровне 0
С 1 К2 Наличие примеров- аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление 2 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего тезис, или Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют,последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушения абзацного членения текста; 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: Но: -допущена 1 логическая ошибка и/или -в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но: -допущено более 1 логической ошибки; и/или -имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
С2.2 С 2 К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 3 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущено 2 ошибки в построении текста 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости 0
Сумма баллов Максимальное количество баллов 42: Задания А – 7 Задания В – 9 Изложение – 7 Сочинение – 9 Грамотность - 10
Выставление оценок по баллам: 0-17 «2» «3» «4» (не менее 4б. По критериям ГК) «5» ( не менее 6б. По критериям ГК 1-ГК4)
Спасибо за внимание!
Методика работы над сжатием текста изложения (задание С1)
Модель проведения сжатого изложения Работа организатораДействия экзаменуемых Примерное время 1 Поставить аудиозапись первый раз Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи. 2,5 – 3 мин. 2 Дать время на осмысление текста Работают с черновиками.3 -4 мин. 3 Поставить аудиозапись второй раз Прослушивают исходный текст. 2,5 – 3 мин. 4 Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем 5 Пишут сжатое изложение.
Последовательность приёмов работы над сжатым изложением Визуальное восприятие текста Восприятие текста на слух
Последовательность работы при визуальном восприятии текста 1. Прочитайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). 3. Подчеркните ключевые слова и предложения. 4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно. 5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
Последовательность работы при визуальном восприятии текста 6. Используя различные способы сжатия, сократите текст. 7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них. 8. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 9. Напишите сжатое изложение.
Последовательность работы при восприятии текста на слух 1. Прослушайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). 3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений. 4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
Последовательность работы при восприятии текста на слух 5. Выберите способы компрессии для каждой части текста. 6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. 7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение.
Основные принципы сжатия текста Выпускник должен продемонстрировать не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения. Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер. В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ. Желательно сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.
Основные приёмы компрессии текста Исключение – отдельных членов предложения, однородных членов, повторов; одного или нескольких синонимов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др. Замена – однородных членов обобщающим словом, фрагмента предложения синтаксическим синонимом, прямой речи косвенной, предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др. Слияние – двух простых предложений. Как правило, сопровождается заменой или исключением.
Исключение Исходный текстСжатый текст «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» - задавался я вопросом. Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта и даже город его имени. Сколько же в нашей жизни всего пушкинского? Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.
Обобщение с заменой Исходный текстСжатый текст Не счесть театральных постановок. Есть ещё сувениры разные с изображением поэта… А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть. Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…
Обобщение и исключение Исходный текстСжатый текст Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею. Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит.
Методика работы над сочинением (задание С2.1)
С2.1 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение- рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
Структура сочинения-рассуждения
Учащиеся должны подобрать примеры из текста, аргументирующие обе части высказывания Г.Степанова, – о словаре и грамматике. Примеры-аргументы, взятые из прочитанного текста, должны прокомментировать слова Г.Степанова. Продемонстрируем это на примере текста С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА- 2012, с.102).
Тезис Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Начать сочинение можно словами Г.Степанова.
Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.
Лексические явления для аргументации лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы и др.
Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления) Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления ) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.