«Базовая модель профилактического занятия для подростков»
I. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Цель: Систематизировать знания в области профилактики употребления ПАВ.
ПАВ (ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА) - наркотические средства - токсические вещества (содержатся в препаратах бытовой химии: красителях, растворителях, клее, бензине и т.д.) - алкоголь/ пиво - табак - лекарственные препараты - средства для допинга - курительные смеси/ наркотики - Лист шалфея предсказателей, Семена розы гавайской, Листья и цветки голубого лотоса
ПАВ (ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА) вещества, способные: 1. Оказывать воздействие на центральную нервную систему человека (изменять психическое состояние и сознание) + 2. Вызывать зависимость
ПАГУБНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ограничивает возможность личности на самореализацию влияет губительным образом на отношения между людьми разрушает личный и семейный бюджет ставит личность в конфликтные отношения с обществом Канадский психолог Д. Корнье
ОШИБКА ! Одинаковый подход в вопросах профилактики употребления разных психоактивных веществ Так, например, когда мы занимаемся профилактикой наркомании, мы акцентируем внимание на вопросе ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕБЮТА УПОТРЕБЛЕНИЯ (исключение первой пробы). Когда речь идет об алкоголе (включая пиво), табаке мы говорим о том, чтобы ОТОДВИНУТЬ ДЕБЮТ УПОТРЕБЛЕНИЯ (отодвинуть время первой пробы).
НАРКОТИКИ Химические вещества синтетического или природного происхождения, способные вызывать изменения психического состояния и сознания. Их систематическое применение приводит к зависимости
НАРКОТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО Медицинский аспект – вещество оказывает специфическое действие на центральную нервную систему; Социальный аспект – применение вещества приобретает масштабы социально значимого явления; Юридический аспект – вещество включено в список наркотических веществ Министерства здравоохранения (Единая Конвенция по наркотикам и Конвенция по психотропным веществам)
ПРЕКУРСОРЫ вещества, которые сами по себе не являются наркотиками, но могут быть использованы в качестве составляющего компонента при производстве наркотиков
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ по характеру действия на психику человека Возбуждающие психику (психостимулиру- ющие) Успокаивающие и расслабляющие (седативные) Галлюциногены (вызывающие галлюцинации) 1. Кокаин и его производный - крэк 1. Препараты конопли (марихуана, гашиш, экстракт конопли) 1.Растительного происхождения: грибы, растения (кактус пейотль и др. 2. Синтетические психостимуляторы (амфетамин, метамфетамин и т.д.) 2. Опиатные препараты - растительного происхождения - опий -п/с, синтетического происхождения – морфин, героин, кодеин, метадон и др. 2. Синтетического происхождения (ЛСД, экстази и т.д.)
НАРКОМАНИЯ болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков и сопровождающаяся патологической зависимостью к ним
ЗАВИСИМОСТЬ от НАРКОТИКА - доминирующая над всем потребность в приеме наркотического вещества Человек обнаруживает, что он не может больше как прежде произвольно контролировать процесс приема наркотиков. Стремление к продолжению приема возникает помимо воли человека!
ПРОФИЛАКТИКА ?
ПРОФИЛАКТИКА Активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие (не только предупреждение заболевания) Проще говоря, сделать так, чтобы они – наши дети- хотели быть благополучными!!!
Для профилактики наркомании существует множество классификаций по разным признакам. Сегодня для нас важны будут следующие: ПЕРВИЧНАЯ ВТОРИЧНАЯ СПЕЦИФИ- ЧЕСКАЯ НЕСПЕЦИ- ФИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНЫЙ ТРЕТИЧНАЯ ПЕРВИЧНАЯ
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Осуществляется среди здоровых лиц преимущественно немедицинскими мероприятиями (ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА и ВЫБОРОЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА)
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА (является наиболее массовой, охватывает всю субпопуляцию подростков и молодежи) В рамках общей профилактики молодежь и подростки: 1) получают достоверную информацию о последствиях употребления наркотиков, о поведении наносящем ущерб здоровью (пропаганда ЗОЖ, лекции, семинары, тренинги, игры, фестивали, конкурсы, театральные постановки и т.д.) 2) развивают адаптивные навыки, необходимые для преодоления жизненный проблем, которые могут привести к наркотикам. Используются такие формы работы как: - программы по воспитанию лидеров (волонтерская работа) - обучающие программы по формированию жизненных навыков
ВЫБОРОЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (направлена только на молодежь и подростков, демонстрирующих какое-либо отклоняющееся поведение: склонность к алкоголизации или курению, нарушение (несформированность) навыков общения, прогулы, низкую успеваемость, криминальное поведение, небезопасное сексуальное поведение и т.д.)
ВЫБОРОЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Целью выборочной профилактики является раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка до того, как они приведут к приобщению к наркотикам. И дальнейшая реализация мероприятий по социально-психологической коррекции поведения. Идея выборочной профилактики заключается в том, что приобщение к наркотиком часто происходит на фоне психологических или жизненных проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно.
ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (направлена на лиц, уже имеющих опыт потребления наркотиков, но еще не имеющих клинического статуса больных наркоманией) В отличие от выборочной, цель симптоматической профилактики состоит не в краткосрочной социально- психологической коррекции поведения, а в вовлечении молодого человека в долгосрочную социально-психологическую работу.
ТРЕТИЧНАЯ (ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ) (направлена на лиц, уже имеющих официальный диагноз наркомании, который устанавливается врачом) Цель: максимальное увеличение срока воздержания от приема наркотиков (ремиссии ).
Одна из важнейших целей: Формирование личного осознанного негативного отношения к употреблению наркотиков (не поведения, а именно отношения)
II. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ