Методические рекомендации для преподавателя 1 СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE Общее описание
Методические рекомендации для преподавателя 2 Введение Преимуществом курсов, созданных в оболочке Moodle, является наличие реального образовательного процесса «не выходя из дома» - при наличии выхода в Internet, либо из компьютерных классов в удобное для студентов время. Обучение студентов не требует специальных знаний. Среда обучения загружается в обычном web-браузере и позволяет работать без установки дополнительных программ.
Методические рекомендации для преподавателя 3 Вход в систему Для входа в систему дистанционного обучения необходимо: Выйти в сеть Интернет; Зайти на сайт
Методические рекомендации для преподавателя 4 Вход в систему Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)».
Методические рекомендации для преподавателя 5 Вход в систему В открывшемся диалоговом окне Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Поля для ввода логина и пароля Кнопка «Вход»
Методические рекомендации для преподавателя 6 Главная страница сайта После авторизации главная страница сайта будет выглядеть следующим образом: В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Доступные курсы Календарь Блок «Мои курсы»
Методические рекомендации для преподавателя 7 Профиль пользователя Все сведения о пользователе хранятся в его личной карточке. Для просмотра или изменения личной информации требуется на любой странице сайта щелкнуть на своей фамилии и имени.
Методические рекомендации для преподавателя 8 Профиль пользователя На открывшейся вкладке «О пользователе» Вы можете просмотреть информацию о себе в том виде, в котором видят ее другие пользователи. Кнопка «Изменить пароль» Рекомендуется изменить пароль при первом входе в систему
Методические рекомендации для преподавателя 9 Режим редактирования Кнопка «Редактировать» доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования).
Методические рекомендации для преподавателя 10 Режим редактирования При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».
Методические рекомендации для преподавателя 11 Режим редактирования Рассмотрим назначение каждой кнопки: «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту. «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево). «Переместить вверх», «переместить вниз». «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу. «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место. Помощь Переместить вправо Переместить вниз Перенести
Методические рекомендации для преподавателя 12 Режим редактирования Рассмотрим назначение каждой кнопки: «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз". «Удалить» удаляет объект. Выделение темы как текущей. Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий. Показывать все разделы курса. «Глаз открыт» Удалить Выделение темы как текущей Показать только одну тему
Методические рекомендации для преподавателя 13 Режим редактирования Рассмотрим назначение каждой кнопки: Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту. Режим редактирования
Методические рекомендации для преподавателя 14 Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.
Методические рекомендации для преподавателя 15 Наполнение курса Зайдите на главную страницу созданного курса (щелкнуть по названию курса в списке доступных курсов).
Методические рекомендации для преподавателя 16 Наполнение курса При создании курса в него автоматически включается только новостной форум. LMS Moodle располагает большим разнообразием модулей (элементов курса), которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые системой Moodle. Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).
Методические рекомендации для преподавателя 17 Наполнение курса К ресурсам относятся: Текстовая страница Веб-страница Ссылка на файл или веб-страницу Ссылка на каталог Пояснение позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
Методические рекомендации для преподавателя 18 Наполнение курса Добавить ресурс Текстовая страница или Добавить ресурс веб-страница. Введите Название и во встроенном редакторе создайте страницу. Название текстовой страницы Поле для ввода текста
Методические рекомендации для преподавателя 19 Вы можете выбрать формат страницы (текстовый, HTML). Указать в каком окне будет открываться данная страница (в том же или в новом). Сделать страницу доступной для просмотра или скрыть.
Методические рекомендации для преподавателя 20 Наполнение курса Добавить ресурс Ссылка на файл или веб-страницу. Если веб-страница загружена на ваш сервер, то для указания ссылки используйте кнопку «Выбрать или загрузить файл», иначе используйте кнопку «Искать веб-страницу» (поиск в Google) или вручную наберите ее адрес. На странице Добавить ресурс заполнить обязательное поле «Название» и указать адрес веб-страницы.
Методические рекомендации для преподавателя 21 Наполнение курса Добавить ресурс Пояснение. В открывшемся редакторе написать текст пояснения. Окно редактора
Методические рекомендации для преподавателя 22 Наполнение курса Интерактивные элементы курса: ЛекцияЗаданиеТест Рабочая тетрадь WikiГлоссарийФорумЧатОпросАнкета
Методические рекомендации для преподавателя 23 Наполнение курса Добавление элемента курса – Лекция: В открывшейся странице «Добавление лекции» нужно указать название лекции и при необходимости изменить настройки, выставленные по умолчанию.
Методические рекомендации для преподавателя 24 Наполнение курса В лекцию можно добавить: Кластер (используется для дополнительных вопросов); Карточку-рубрикатор (используется для создания разделов в лекции) – страница лекции, содержащая ссылки на другие страницы лекции; Страницу с вопросами.
Методические рекомендации для преподавателя 25 Добавить карточку-рубрикатор Заполните необходимые поля (Заголовок, Содержание страницы, Описание, Переход).
Методические рекомендации для преподавателя 26 Наполнение курса Добавить элемент курса Форум. Заполните обязательные поля: «Название форума» и «Вступление для форума». Скорректируйте остальные настройки форума.
Методические рекомендации для преподавателя 27 Наполнение курса В Moodle поддерживаются различные типы форумов: Простое обсуждение состоит из одной темы. Используется для того, чтобы сфокусировать обсуждения на одной теме. Стандартный общий форум открытый форум, в котором каждый может начать новую тему в любое время. Каждый открывает одну тему в этом типе форума можно ограничить число создаваемых пользователями тем.
Методические рекомендации для преподавателя 28 Наполнение курса Добавить элемент курса выбрать Задание с соответствующим вариантом ответа. Написать название и содержание задания.
Методические рекомендации для преподавателя 29 Наполнение курса Любой тест в Moodle создается на основе Банка вопросов (специальной базе данных). Создание банка тестовых вопросов В блоке Управления на главной странице курса выбрать Вопросы. Вопросы в Банке упорядочены по категориям. По умолчанию для каждого курса создается отдельная категория, кроме того, существуют категории, совпадающие с общими категориями курсов. При желании можно создать дополнительные категории (вкладка Категории). Перед созданием вопроса нужно выбрать категорию, к которой будет относиться этот вопрос.
Методические рекомендации для преподавателя 30 Наполнение курса В Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях: Множественный выбор (студент выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов); Верно/Неверно (ответ на вопрос, выбирается между двумя вариантами "Верно" и "Неверно"); На соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы); Короткие ответы (ответом на вопрос является слово или короткая фраза, допускается несколько правильных ответов с различными оценками); Числовой (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций); Вычисляемый (такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле. Формула является шаблоном, в который при каждом тестировании подставляются случайные значения из указанных диапазонов); Вложенные ответы (представляют собой текст, непосредственно в который вставляются короткие ответы, числовые ответы или множественный выбор, как в «рабочей тетради»); Эссе (студент кратко излагает свой взгляд на рассматриваемую проблему).
Методические рекомендации для преподавателя 31 Наполнение курса Форма любого типа вопроса содержит следующие поля. «Название вопроса» используется, чтобы ориентироваться в списке вопросов, хранящихся в базе данных. «Содержание вопроса» это формулировка вопроса. Для содержания используется встроенный редактор, поэтому можно форматировать текст формулировки, вставлять списки, таблицы, рисунки (если загружены на сервер, см. Управление файлами). «Картинка для показа» вставляет иллюстрацию в содержание вопроса. В выпадающем списке перечисляются все графические файлы, содержащиеся на сервере в папках данного курса, т.е. иллюстрацию предварительно нужно загрузить на сервер (см. Управление файлами). Выберите нужный файл из списка, и он в режиме просмотра отобразится после сформулированного вопроса. «Оценка для вопроса по умолчанию» сколько баллов получит тестируемый за правильный ответ. «Штраф» сколько баллов будет вычтено за неправильный ответ. «Общий комментарий» дополнительные пояснения к заданному вопросу для тестируемых. Тестовые задания создаются путем заполнения полей в специальных формах, которые зависят от типа используемого в задании вопроса.
Методические рекомендации для преподавателя 32 Наполнение курса Добавить элемент курса Тест. Открывается страница настроек создаваемого теста. Здесь нужно определить будет ли тест иметь какие-либо ограничения по времени, сколько вопросов будет отображаться на одной странице, случайный или не случайный порядок этих вопросов, сколько попыток будет предоставлено каждому тестируемому, какие методы оценивания будут применяться и прочие параметры. О значении каждого параметра можно узнать, нажав знак вопроса возле этого параметра.
Методические рекомендации для преподавателя 33 Добавить элемент курса «Тест»
Методические рекомендации для преподавателя 34 Наполнение курса Добавить элемент курса Тест. В Банке вопросов отметьте галочкой те вопросы, которые должны войти в тест. Нажмите кнопку «Добавить в тест». Чтобы удалить какой-либо вопрос из теста, нужно нажать на кнопку с двойной стрелкой, вопрос будет перемещен в Банк вопросов. Затем нужно наполнить созданный тест вопросами из Банка вопросов.
Методические рекомендации для преподавателя 35 Заключение В рамках этого небольшого пособия невозможно описать все возможности LMS Moodle. Нашей целью было познакомить вас с этой системой и показать, каким образом можно использовать ее для создания своего электронного курса. Надеемся, что вы присоединитесь к числу преподавателей и учителей, уже начавших использовать Систему управления обучением Moodle в своей педагогической практике.