К ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: учитель-логопед Проходанова С.В.
Мнемотехника (греч. «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемодорожек, мнемотаблиц, схем-моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
З АГАДКИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ МНЕМОДОРОЖКИ Голубой платок, Красный колобок, По платку катается, Людям улыбается. (Небо и солнце) В густом лесу под ёлками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Ёж) Стоят два дуба. На дубах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес. (Человек)
М НЕМОТАБЛИЦА - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, это схема, в которую заложена определенная информация. Работа строится в три этапа: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы. Составление пересказа или рассказа с опорой на образы.
С ОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ - ОПИСАНИЙ ПО ТЕМЕ « И ГРУШКИ » 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
С ОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА - ОПИСАНИЯ ПО ТЕМЕ «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ ОВОЩ » С ПОСЛЕДУЮЩИМ РИСОВАНИЕМ ПЛАНА - ГРАФИКА Название овоща. Что это? Где этот овощ растет? Какой формы овощ? Какого цвета? Какой на вкус? Что можно из этого овоща приготовить?
С ОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О СВОЕЙ СЕМЬЕ Меня зовут Полина. Моя мама Анастасия Викторовна, а папа Николай Анатольевич. У меня есть старший брат Арсений. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе делают автомобили. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания. Я очень люблю мою семью. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (С кем ты любишь проводить свое свободное время?)
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает решить множество задач в работе над развитием связной речи детей.