Эссе как жанр сочинения. А) Эссе в переводе с французского – попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок осмысления жанра ЭССЕ Поварова Р.М.. Задачи: - уловить особенности жанра; - живо представлять структуру сочинения данного типа; - высказать собственную.
Advertisements

МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева1 Занятие первое Осмысление жанра эссе Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В.
Автор: Скворцова Т. Н., учитель МХК и литературы высшей категории МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ.
Сочинение- эссе по притче. Что такое эссе? Эссе – (от латинского слова – взвешивание, английского и французского – очерк, статья) – прозаическое сочинение.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ- ЭССЕ. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в.
Эссе N B ! Эссе - (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
ЛУЧШИЙ ДРУГ ОБЛОМОВА АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ, СЫН РУССКОЙ ДВОРЯНКИ И НЕМЦА; ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОБЛОМОВУ.
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Эссе: понятие о жанре 1.История жанра. Новое о жанре 2. Самостоятельный поиск 3. Путеводитель по жанру 4. Анализ текста 5. Опыт создания эссе.
«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Транксрипт:

Эссе как жанр сочинения

А) Эссе в переводе с французского – попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением материала. Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)

Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, мысли. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

Жанровые особенности необычное вступление; свободная композиция; небольшой объем; предельная открытость автора, его позиции и мысли; установка на диалог с читателем; вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым; стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

Художественно- выразительные средства языка: Антитеза Гипербола Метафора Олицетворение Градация Риторические вопросы Вводные слова Вопросительные, побудительные предложения

Композиция 1.Вступление а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его; б) утверждение – заявлена главная идея эссе и его структура; 2.Основная часть а) информационный центр – это предложение, которое сообщает читателю, главную идею абзаца б) дополнительные предложения поясняют информационный центр абзаца. 3.Заключение «Конец – делу венец». Совет, вывод, мнение.

«2 СЛОВА О ТЕАТРЕ» Театр не благоприятен для Поэта. И Поэт не благоприятен для Театра. Гейне Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда кажется подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы Неверного, верящих лишь в то, что видят, ещё больше: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых. А сущность Поэта – верить на слово! Поэт, путём прирожденных невидением видимой жизни, дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец – увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в быт. Театр я всегда чувствую насилием. Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с мечтой, - третье лицо на любовном свидании. И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь и ли закрываешь глаза. «Но пишете же, однако, пьесы!». Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это также театр, как я – актриса. Знающий меня – улыбнется. Москва, октябрь, 1921 год. М. Цветаева

Беседа по тексту: – Что показалось вам неожиданным в этом тексте? – Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф? – Определите жанр этого текста, перечислите его характерные признаки.

Фазиль ИСКАНДЕР Душа и ум Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы старосветские помещики Гоголя, Фелиситэ в повести «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына. Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в Царство Небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела. И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца. В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума. Душа и ум Когда теченье наших дум Душа на истину нацелит, Тогда велик и малый ум, Он только медленнее мелет. Душа есть голова ума, А ум – её живая ветка. Но ум порой, сходя с ума, – Я сам! – кричит, как малолетка. Своей гордынею объят, Грозит: – Я мир перелопачу! – И, как безумный автомат, Он ставит сам себе задачу. И постепенно некий крен Уже довлеет над умами, Уже с трибун или со стен Толпа толпе долбит: – Мы сами! И разрушительный разбег Однажды мир передраконит....Вдруг отрезвевший человек, Схватившись за голову, стонет. Сбирая камни, путь тяжел, Но ум, смирившийся погромщик, Работает, как честный вол, Душа – надолго ли? – погонщик. Вопросы и задания 1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия. 2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение? 3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе? 4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора? 5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Вопросы и задания 1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия. 2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение? 3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе? 4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора? 5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Задание. Прочитайте и прорецензируйте работу ученицы. Обломов во мне. Будучи ещё совсем маленькой, когда я нежилась в постели или начинала лениться, то часто слышала от бабушки: «Ну что это за обломовщина?! Валяешься на диване, как Обломов!» Я тщетно пыталась вспомнить знакомых с такой фамилией и терялась в догадках, кто же такой этот Обломов. А бабушка, смеясь, отвечала, что это умный, добрый человек, но очень ленивый. И вот этим летом, читая произведения Гончарова, я встретила героя с такой знакомой уже фамилией. Как же интересно было читать этот роман. Вспоминая подтрунивания бабушки, я в тайне искала в себе черты Ильи Ильича. И чем больше я погружалась в чтение, тем симпатичнее становился для меня этот литературный персонаж О как же понятны мне стали слова бабушки, которая видела мою привязанность к дивану и халату, и поэтому вполне справедливо обвиняла меня в обломовщине. Некоторое время мы с семьей жили в Германии. Поскольку жизнь в чужой стране приносила определённые трудности, то я попыталась забыть обо всём и для меня ничего не существовало, кроме уютного дивана в гостиной, большого телевизора и компьютера. Оглядываясь на тот период жизни, я с ужасом думаю: неужели это была я. Но, ничего поделать нельзя, я так же как и Обломов люблю покой и созерцание, в каждом незатейливом предмете нахожу что-то прекрасное. У меня, как и у Ильи Ильича, чувства часто берут верх над разумом. Я также доверчива: тарантьевы и затёртовы обводят меня вокруг пальца. В Обломове нет расчётливости, хитрости, жадности. Обращая внимания на эти черты, всегда думала о своей мамочке, которую всегда корят за бескорыстность, бесхитростность, детскую доверчивость. Не скрою, мне очень нравятся эти черты, хотя я сама иногда хитрю и жадничаю, но никогда (я в этом уверена) я не была и не буду, как и Обломов, жестокой к окружающему миру. К сожалению, мне не хватает такого прекрасного свойства характера как терпимость. Нет её и в современном обществе. Зато я удивляюсь терпимости моей тёти к людям, хотя, в отличие от Обломова, она всё-таки не до такой степени терпелива и снисходительна к людям, как Илья Ильич. Она не требует к себе уважения, а мне, например, этого очень бы хотелось. Я прилагаю все усилия для того, чтобы окружающие видели во мне человека умного, чего-то достигшего в жизни. Илья Ильич, на мой взгляд, чистейшей воды эгоист. Но ему простительно, поскольку таковым было его воспитание: ему с детства внушали, что он лучше других и на него должны работать люди, которые находились в его подчинении. Черты эгоизма есть и во мне (я часто ловила себя на этой мысли, читая произведение…)

Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть. И мне так хочется верить в то, что совестливость- это также черта и моего характера. И уж точно, как Илья Ильич, я не способна причинить никому зла. Кажется, что Обломов не способен никого любить, но вспомним жаркую слезу Ильи Ильича, когда ему приснилась мать. Искренне он любил и Штольца, Ольгу, Агафью Матвеевну. Пусть эта любовь была разной, но ведь жили же чувства в этом человеке! Я тоже без остатка отдаюсь чувствам: люблю беспредельно своих родных, друзей, животных, природу … Люблю ЖИТЬ! Несмотря на ту нравственную катастрофу, которая происходит с Обломовым, его тоже любят, так как Илья Ильич способен притягивать к себе. В конце романа Захар с любовью и грустью говорит о своём хозяине, что тот изнеженный, неумелый, требующий ухода человек, однако, имеющий сердце, которое способно дарить счастье людям. Эти слова я отношу и к себе. Я тоже требую заботы и внимания, но и сама стараюсь дарить добро и радость! Как же я люблю Обломова – моего любимого литературного персонажа! Чернявская В.

Помните: Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев. Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении. Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читатель известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового. Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны.