Объект исследования - речь подростков, учащихся 6 «а»класса. Предмет исследования- - жаргонизмы в речи подростков.
Степень разработанности проблемы: проблема достаточно изучена. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в качестве материалов для исследования были использованы множественные энциклопедические и словарные статьи, а также работы ведущих российских филологов и лингвистов. Основу исследования составляют работы в области изучения: филологии(Л.П. Крысин, М. А. Грачёв), стилистики русского языка(Ю. А. Бельчиков, В. В. Виноградов).
Гипотеза: если изучить данную проблему и привлечь к ней внимание подростков, их родителей и учителей, показать необходимость решения данной проблемы на материале Словаря жаргонизмов учащихся 6 классов, показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение, то дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи жаргонизмы, будут знать, что употреблённое в присутствии взрослого грубое «нелитературное» слово расценивается как оскорбление, и будут стараться не делать этого.
Задачи: Изучить теоретический материал о жаргонизмах: понятие о жаргонизмах, их виды, взаимодействие с литературным языком; Составить анкету и провести опрос учащихся 6 классов, чтобы исследовать их речь с целью выделения: Групп наиболее употребительных жаргонных слов. Частотности употребительных жаргонных слов. Причин употребления учащимися жаргонизмов. Для проведения исследования использованы следующие методы: социологический опрос, анкетирование, наблюдение.
Практическая значимость. Материал данного исследования может быть использован для выступления на классных часах, уроках русского языка и внеклассных мероприятиях, для того чтобы привлечь внимание учащихся и их родителей к данной проблеме, заставить задуматься над своей речью и разговаривать на родном языке, который воспевали классики русской литературы, способствовать формированию общественного мнения для решения данной проблемы.
В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (англ. slang - слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные.
Тематические группы Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил. Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка. Деньги: бабло, капуста, зелень.
Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк. Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах
В нашем классе - 22 человека. Участвовало в опросе – 19 человек(86%); -употребляют жаргонизмы – 14 человек(73%); -не употребляют жаргонизмы – 4 человека(21%); -затрудняются ответить – 1 человек(5%);
Почему чаще всего употребляют жаргонизмы? - хотят лучше выразить свои мысли – 3 человека7%); - не хотят отличаться от сверстников – 1 человек(7%); - бояться быть осмеянными другими – 1 человек(7%); - не могут заменить жаргонизмы литературными словами – 3 человека(8%); - другие варианты – 4 человека(28%); - затрудняются ответить – 2 человека(14%).
Самые часто употребляемые жаргонизмы: Блин Блин Пипец Капец
При употреблении жаргонизмов речь становится: - лучше – 2 человека(14%); - хуже – 8 человек(57%); - затрудняются ответить – 4 человека(28%).
Пути решения проблемы. Чтобы улучшить речь школьников необходимо открывать какие – то кружки в городе по развитию речи, в школе ввести дополнительные предметы, связанные с правильной речью, прививать школьникам любовь к русскому языку и научить их следить за своей речью! Можно подключить к этой проблеме родителей. Попросить их о том, чтобы они дома проводили со своими детьми беседы на счёт их речи. Хотя бы иногда дома проводить семейные вечера посвящённые русскому языку.