Организация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по физике Тычкова Наталия Александровна, МОУ «СОШ 91» г. Красноярска, учитель физики
Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеклассной работы по физике. Организовать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеклассной работы по физике.Задачи: Изучить учебные, познавательные интересы учащихся. Изучить учебные, познавательные интересы учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по физике. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по физике. Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по физике. Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по физике. Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий. Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми. Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий. Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.
Специфика внеклассной работы: внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности; формы проведения внеклассной работы разнообразны; занятия организуются на добровольных началах; позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы.
Формы внеклассной работы с учащимися: факультативные (элективные) курсы; физические кружки; декады; научно-исследовательская работа; интегрированные внеклассные занятия; олимпиады; конференции.
Особенности внеклассной работы по физике в школе 1. Структура внеклассной работы. Развивающие игры Предметные декады Научно-исследовательская работа. 2. Этапы проведения Подготовительный Основной Заключительный 3. Диагностика 4. Результаты 5. УМК 6. Формы организации
Этапы организации внеклассной работы Подготовительный организационный - возбудить интерес к внеурочным занятиям; привлечь к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях; дидактический - помочь в преодолении трудностей; поддерживать возникающий интерес к дополнительным занятиям; желание заниматься физическим самообразованием Основной создать базу каждому ученику для дальнейших личных успехов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий; формировать положительную мотивацию участия во внеклассных мероприятиях Заключительный провести диагностику и рефлексию, проводимых внеклассных занятий; провести рейтинг участия учащихся во внеклассных занятиях; подвести итоги и поощрить учащихся принявших активное участие
Развивающие часы по физике Задачи: 1. Способствовать углублению знаний по физике при решении нестандартных задач. 2. Обеспечить развитие физического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений. 3. Изучить познавательные интересы учащихся. 4. Помочь воспитанию настойчивости, инициативы.
Содержание развивающих часов: Решение задач повышенной сложности, олимпиадных задач Библиографические миниатюры великих физиков Занимательный материал Результаты: 1. Устойчивый интерес на занятиях: интерес в глазах ребят, т.к. узнали много интересного и полезного, что может пригодиться в дальнейшем; выступают охотно с реферативным материалом. 2. Заинтересованность при решении нестандартных задач: 3. Развитие личностных качеств учащихся. 4. Выявление одаренных учащихся.
школьная олимпиада занимательные уроки мероприятия на параллель развивающие игры занимательные классные часы Выставки, конкурсы газет Декада физики в школе
Результаты: 1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях: участие в конкурсах, проводимых для всех; участие в мероприятиях на параллели. 2. Интерес к предмету: ребята ждут занимательные уроки физики, где они узнают, что-то новое и интересное; старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя. 3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий. 4. Выявление способных учащихся при проведении олимпиад.
В своей работе пользуюсь принципом - не останавливайся на достигнутом. Результативность: развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям; появляется потребность в работе с дополнительной литературой, искать необходимый материал на сайтах Интернет; растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх; повышается качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий; выявление и поддержке одаренных детей; Если слагаемые успеха учителя умножить на слагаемые успешности ученика, как субъекта образовательного процесса, мы получим: правильно поставленную организацию познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по физике.
Игра «Счастливый случай» по теме: «Электрические явления» в 8 классе. Внеклассное мероприятие: «Физика за самоваром» Урок-игра по физике в 7-м классе Игра «Брейн - ринг» в 10 классе Конкурс знатоков физики «Что? Где? Когда?» Викторина: «Любимую землю я в сердце своем берегу»
Библиография Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11классы. М.: «ВАКО», 2006 Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11классы. М.: «ВАКО», 2006 Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991 Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991 Тесленко В.И., Баркова Н.В. Физика: Тетрадь для самостоятельной работы. Красноярск: РИО КГПУ, 2003 Тесленко В.И., Баркова Н.В. Физика: Тетрадь для самостоятельной работы. Красноярск: РИО КГПУ, 2003 Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005 Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005