Развитие ключевых компетенций на уроках математики через самостоятельную работу учащихся. Если услышишь - забудешь, увидишь - запомнишь, а сделаешь сам - тогда поймешь. Учитель: Дубровина Ирина Викторовна
способности компетенция знания ценностно- смысловые ориентации навыки умения Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
Наиболее важные ключевые компетенции: ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационныекоммуникативные социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
Проблема: формирования ключевых компетенций на уроке математики малокомплектной сельской школе. Проблема: формирования ключевых компетенций на уроке математики малокомплектной сельской школе. Решение данной проблемы: использование самостоятельной работы на уроках и внеклассной работе
Формирование навыков самостоятельной работы происходит: 1. В процессе восприятия информации на уроке; 2. В процессе применения изученной информации на уроке, факультативе и кружке; 3. В процессе выполнения домашних, исследовательских и проектных работ;
Виды самостоятельной работы: 1. Работа с книгой (учебником). чтение текста вслух или про себя; воспроизведение содержания прочитанного вслух (развитие устной речи учащихся и владение математическими терминами); обсуждение прочитанного материала проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся индивидуально отвечают на вопросы учителя, а также в форме коллективного обсуждения прочитанного материала. разбиение прочитанного текста на смысловые части, озаглавливание выделенных частей; при работе над теоремой - выделение условия и заключения, составление обратной теоремы. Составление плана прочитанного, составление краткого конспекта (ведение справочника); Поабзацное или частичное изучение текста; учащиеся делятся на группы по количеству абзацев или смысловых частей в тексте. Работа с рисунками, иллюстрациями и моделями; Работа над понятием, термином;
Например, при делении и умножении десятичных дробей на 10; 100; 1000; … делается рисунок, который дополняется при изучении умножения и деления десятичных дробей на 0, 1; 0, 01; 0, 01;.... Например, при делении и умножении десятичных дробей на 10; 100; 1000; … делается рисунок, который дополняется при изучении умножения и деления десятичных дробей на 0, 1; 0, 01; 0, 01;.... на 1ц 2ц 3ц … на 1ц 2ц 3ц … : … : … 0,1 0,01 0,001 … 0,1 0,01 0,001 … … … : 0,1; 0, 01; 0,0 01 : 0,1; 0, 01; 0,0 01
Для игр и конкурсов, которые способствуют привитию интереса, можно использовать развивающие задания разных видов: Задания на выделение существенного. Задания на развитие способностей классифицировать понятия. Задание «АНАЛОГИЯ» Задания на развитие скорости протекания мыслительных процессов, на знание терминов и на запоминание правильности их написания. Задания на выделение общих или различных свойств понятий. Упражнения для развития избирательности внимания по методике Мюнстерберга.
Виды самостоятельной работы: 2. Письменные самостоятельные работы. Выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала. Составление задач и упражнений самими учащимися; Проведение практических работ. Организация работы над ошибками Выполнение тестовых заданий; Выполнение домашних заданий; Выполнение творческих заданий, исследовательских и проектных работ.
Проектная деятельность учеников – это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над проектом работает обычно один человек или небольшая группа (2-3 человека), конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация.
Результаты представлены в виде чертежей, на которых видны изменения по следующим параметрам: -уровень знаний; -отношение к учёбе; -работа с информацией; -работа в паре, в группе; -самостоятельность; -самореализация и самооценка; -целенаправленность; -планирование работы.