Программа детского оздоровительного лагеря
Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря на определенный период ; результат программирования, т. е. определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения.
Примерная структура 1.Обоснование (введение, пояснительная записка). 2.Цель. 3.Задачи. 4.Условия реализации. 5.Механизм реализации. 6.Содержание деятельности. 7.Предполагаемые результаты. 8.Ресурсное обеспечение. 9.Приложения.
Дополнительные разделы: Деятельность органов детского самоуправления. Игровая модель смены Организационная модель лагеря. Проектирование последействия
Технологическими компонентами программирования являются: Анализ сложившейся ситуации : интересы целевой аудитории, опыт. Целеполагание и определение системы целеподчиненных задач. Технологический этап – выбор содержания деятельности, форм, методов, средств ее обеспечения. Прогнозирование результатов деятельности. Проектирование последействия.
Требования, предъявляемые к программам
АКТУАЛЬНОСТЬ - ориентированность программы на решение наиболее важных проблем в сложившихся условиях (учет требований времени, региона, родителей, детей)
ЦЕЛОСТНОСТЬ - логичность программы: цель задачи направления … результат
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ - работа на перспективу, отражение в целях и действиях как сегодняшних целей, так и предполагаемых изменений.
РЕАЛЬНОСТЬ - выполнимость программы, ее оптимальность для условий лагеря, возможностей коллектива.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - отражение специфики лагеря; нетрадиционный подход к решению поставленных задач.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Обоснование программы (актуальность, введение ) Содержание: анализ социально-педагогических условий лагеря; характеристика целевой аудитории, ее интересов и потребностей; объяснение названия программы, ее профиля; данные проведенных исследований; краткое описание предыдущего опыта реализации программ
Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности; формальное описание конечного состояния, результата. Формулировка цели следует из обоснования программы.
Задачи - частное выражение цели, цель – система решаемых задач. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, сформировать, освоить, организовать и др.)
Цель и задачи должны быть Конкретными. Измеримыми, диагностичными. Реальными. Определенными во времени. Территориальными, т.е. ориентированными на существующие условия.
Классификация задач Познавательные. Развивающие. Мотивационные. Социально-педагогические. Обучающие. Организационные. Управленческие. Информационные. Коммуникативные.
Условия реализации: пространственно-временные условия, кадровые возможности, материально- финансовые возможности, методическое обеспечение.
Механизм реализации Внутренний использование собственных ресурсов Внешний привлечение партнеров к реализации (СМИ, спонсоры, учреждения) логика развития программы, этапы реализации, режим осуществления программы.
Содержание: описание форм и методов, план мероприятий, описание ключевых мероприятий. Часто разбивается на направления, блоки, модули и т.д.
План работы учитывает возрастные особенности детей; разнообразие и вариативность деятельности; безопасность всех мероприятий; достаточное количество оборудования; наличие необходимого количества персонала; интересы и мнение детей.
Предполагаемые результаты соотносятся с целями и задачами. Требования к их формулировке = требованиям к цели и задачам. Необходимо представить способы выявления и оценки результатов (анкеты, схемы, система количественных и качественных показателей)
Приложения: содержательная разработка отдельных дел; планы работы кружков, секций, студий; план работы с педагогическим коллективом; таблицы, графики, аналитические выводы, материалы анкетирования; атрибутивное оформление.