Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями Направления деятельности: Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. Воспитательная работа по профилактике правонарушений Работа с проблемными семьями.
Цель программы: обеспечение педагогической реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, обеспечение психологической, медицинской, социальной помощи и поддержки, а также создание условий для получения обучающимися начального, основного общего, среднего образования.
Задачи программы: создать максимально благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического развития личности ребёнка; удовлетворить потребности обучающихся в получении дополнительного образования; способствовать адаптации личности к жизни в обществе; формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье; обеспечить социально - правовую защиту, психолого – педагогическую реабилитацию, охрану законных прав детей и подростков; укрепить здоровье обучающихся; способствовать включению семьи в процесс воспитания через участие во внешкольной деятельности Сроки реализации программы г.г.
.. Основные исполнители программы: Администрация ОУ Классные руководители Учителя предметники Психолог Школьный фельдшер.
.Кадровое обеспечение и функции Директор: совместно с администрацией, педагогами школы, социально – психологической службой продумывает систему воспитательной работы, содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающий высокий уровень воспитательных мероприятий; создает четко организованный, управляемый ученический коллектив, владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностей семей, положением трудных детей; создает в коллективе атмосферу творчества, взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи,
Зам. директора по УВР: создаёт условия для выполнения стандартов образования организует индивидуально - групповые занятия с учащимися; организует работу элективных курсов по предметам; корректирует обучение и воспитание на уроке посредством малых педсоветов, педсоветов с учетом индивидуальных проблем учащихся и их родителей: стимулирование учителей к использованию современных педагогических технологий с целью повышения мотивации и достижения успешности в процессе обучения; создает атмосферу доброжелательности в школе.
Зам. директора по ВР: Создает воспитательную систему в школе; Планирует работу с детьми девиантного поведения и проблемными семьями;. руководит Советом по профилактике правонарушений; осуществляет руководство деятельностью классных руководителей; сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты населения; способствует вовлечению учащихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования; организует работу с социумом; организует сбор и систематизацию информации о социальном окружении подростков. взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением оказывает консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, организации досуга
Психолог: изучает личность учащегося и коллектива класса; анализирует адаптацию ребёнка в среде; выявляет дезадаптированных учащихся; изучает взаимоотношения детей с взрослыми, сверстниками; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет интересы, склонности, способности школьников; осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Классный руководитель: создает воспитательную систему класса; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников; является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и их семьями; дает информацию социально – психологической службе о детях с девиантным поведением и проблемных семьях.
Учителя предметники: повышать мотивацию через реализацию деятельностных форм и методов обучения; учитывают возрастные особенности учащихся; используют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; вовлекает во внеклассные мероприятия по предмету.
Школьная медсестра: взаимодействует с ЛПУ; организует своевременную вакцинацию, профилактическую работу по предупреждению заболеваемости; организует медицинское обследование учащихся; проводит «Школу здоровья»; информирует классных руководителей и родителей о состоянии здоровья учащихся.
Принципы воспитания трудных детей а)Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного учащегося. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условия реализации данного принципа: стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; Формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; Постоянное внимание к положительным поступкам ученика; Проявление доверия к ученику; Формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; Оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач; Учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
Принцип социальной адекватности воспитательно – коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условия реализации данного принципа: учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно – коррекционных средств, направленных на его социальное развитие; предоставление возможности учащимися самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции. Условия реализации данного принципа: включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях; выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений; стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условия реализации принципа индивидуализации: оценка изменений индивидуальных качеств ученика; выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребёнка; проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них; подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня; нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
Методы и приемы педагогического воздействия: А) Созидательные приемы: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); «авансирование личности»; обходное движение; прощение; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.
Прямые и косвенные тормозящие приемы: - констатация поступка; необычный подарок; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения.
Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения: убеждение и личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.
Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика: опосредование; фланговый подход; активизация сокровенных чувств воспитанника. Вспомогательные приёмы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных проступков.
Принципы работы с проблемными семьями : 1.Необвинительность – создание платформы для выхода из кризиса, вместо упреков, осуждения. 2.Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи. 3.Плотный и постоянный контакт с семьёй в течение длительного времени. 4.Доверительные отношения между специалистами и членами семьи. 5. Отношения с семьёй строятся на основе сотрудничества.
Направления работы: I Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. 1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 2. Изучение причин социально- педагогической запущенности ребёнка 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 4.Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей. 5.Изучение положения подростка в коллективе. 6.Изучение психологического своеобразия учащихся ( наблюдение, беседы) 7.Изучение интересов и способностей учащихся 8.Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. 9.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). 10.Отслеживание пробелов в знаниях. умениях и навыках учащихся. 11. Процент вовлеченности учащихся в сферу дополнительного образования. I Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. 1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 2. Изучение причин социально- педагогической запущенности ребёнка 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 4.Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей. 5.Изучение положения подростка в коллективе. 6.Изучение психологического своеобразия учащихся ( наблюдение, беседы) 7.Изучение интересов и способностей учащихся 8.Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. 9.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). 10.Отслеживание пробелов в знаниях. умениях и навыках учащихся. 11. Процент вовлеченности учащихся в сферу дополнительного образования.
12.Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. 13.Проведение диагностики: - исследование интересов подростков (проведение игр, групповая работа, тестирование) - исследование ценностных ориентаций участников программы (методика М. Рокича) - исследование самооценки подростков (методика Дембо- Рубинштейна, Ч.Д. Спилберга) - личностная тревожность по Филлипсу; - исследование внутрисемейных отношений (анкеты, опросники)
Воспитательная работа по предупреждению правонарушений Профилактика правонарушений подростков Планирование работы с педагогически запущенными детьми. Планирование заседаний Совета по профилактике правонарушений. Создание картотеки трудных подростков. Контроль за успеваемостью и посещением занятий. Определение «трудных» подростков в кружки, секции, студии. Организация предпрофильного обучения трудных подростков. Посещение детей девиантного поведения на дому. Организация труда и летнего отдыха детей. Диагностика учащихся, родителей, учителей. Организация свободного времени подростков:
Ожидаемые результаты Реализация программы «Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями» предполагает обеспечение повышения статуса данной деятельности в образовательном учреждении; снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете и ПДН; создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования; добиться перелома в формировании мотивации поведения с негативных форм на положительные.