Методические приемы работы с одаренными детьми Выполнил: учитель математики МБОУ «Преображенская СОШ» Рагзина Анна Алексеевна
Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Г.В. Плеханов
Понятие «одаренность» Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера.
Понятие «одаренный ребенок» Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах
Типы одаренности интеллектуальная одаренность: предметно-академическая научно-исследовательская научно-техническая проектно-инновационная спортивная одаренность: общефизическая специальная (в отдельном виде спорта) художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая хореографическая сценическая музыкальная изобразительная коммуникативная одаренность: организационно-лидерская ораторская
Уровни одаренности гениальностьталантодаренностьспособностьсклонность (задатки)
Этапы работы с одаренными детьми Поиск одаренных детей среди множества учеников Разработка личностно ориентированно го подхода к обучению Развить психологию лидера
Признаки одаренности: более восприимчивы к новой информации;не боятся трудностей; умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач; всё хватают на лету; всегда хотят чего-то нового, более сложного; в коллективе лидеры
Личностно ориентированный подход к обучению Талантливые дети работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы. Учителя-наставники активно используют индивидуальный подход, учитывающий способности учащихся. Такая работа должна быть систематичной.
Развитие психологии лидера Важно, чтобы ребенок не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. С этой целью на уроках проводятся ролевые игры, брейн– ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки, группы возглавляют сильные ученики. Они же помогают учителю проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.
проблемные; поисковые; эвристические; исследовательские; проектные. Методы работы
1. Технология проблемного обучения;Технология проблемного обучения 2. Методика обучения в малых группах;Методика обучения в малых группах 3. Технология проектного обучения;Технология проектного обучения 4. Спецкурсы.Спецкурсы Технологии работы
Классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; Консультирование по возникшей проблеме; Научные кружки, общества; Дискуссия; Игры. Формы работы
Факультативы; Кружки; Малые академии наук; Школьные научные общества; Конкурсы; Интеллектуальные марафоны; Олимпиады; Исследовательская деятельность Формы и методы внеурочной работы
Направления работы с одаренными детьми Обеспечение массовости и непрерывности участия детей в олимпиадном движении; Участие школьников в различных конкурсах; Участие в научно-практических конференциях; Участие в творческих группах, в ученических научных обществах, малой академии наук; Работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам; Обучение на факультативах и авторских спецкурсах; Организация профильных лагерей.
Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации
Способны все дети, только эти способности различны по своему спектру, характеру и уровню проявления
Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже хорошо подготовленными и способными школьниками.
Алгоритм решения проблемной задачи (этапы): 1 ) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей. 2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; 3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание; 4) общий вывод, в котором изучаемые причинно- следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Методика обучения в малых группах Класс разбивается на 3–4 подгруппы. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д. Технология проектного обучения
Спецкурсы – система учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Основу содержания спецкурса составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.