В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период
Размышляем… Адаптация – это…
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Приспособить ребёнка к школе значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником послушным, старательным, неконфликтным.
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе
1. Неготовность ребенка к обучению Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
2. Нарушения в состоянии здоровья Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.
3. Характер семейного воспитания Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность школу - входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.
4. Раннее начало систематического обучения. 5. Жесткость требований педагога и родителей. 6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы. 7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям. 8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Условия успешности адаптации первоклассника
создание положительного микроклимата «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амонашвили).
Учет возрастных и индивидуально- личностных особенностей ребенка Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.
Дифференцированное обучение Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании - это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком».
Создание условий для полноценного отдыха К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.
Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности.
Установление тесной связи учителя с родителями ученика.
Учителю необходимо согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований; организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания; организовать встречи родителей со школьным врачом.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе :
адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса; проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
Положительное отношение к школе; Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками; Адекватное восприятие школьником предъявляемых нему требований; Легкое усвоение учебного материала; Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений; Благоприятное статусное положение в классе.
Источники информации курс Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» И.Артюхова «В первом классе – без проблем» И.Артюхова «Профилактика дезадаптации первоклассников» Ж-л «Начальная школа +», 6, 2009