Итоги реализации КПМО в Шелаболихинском районе: эффекты, проблемы, перспективы
приказ комитета по образованию от г. «Об утверждении состава рабочей группы по разработке плана мероприятий по подготовке к реализации комплексного проекта модернизации образования в Шелаболихинском районе»; Постановление Главы района от г. «О реализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» комплексного проекта модернизации образования в Шелаболихинском районе на годы»; приказ комитета по образованию от г. «Об утверждении Дорожной карты реализации комплексного проекта модернизации образования в Шелаболихинском районе на 2008г.»; проведены обучающие семинары с руководителями и бухгалтерами по КПМО; организованы курсы повышения квалификации на базе МРЦДО.. 29 руководящих работников прошли курсы повышения квалификации «Стратегическое управление в условиях модернизации образования».
Расходование средств КПМО 2008 г2009 гитого за 2 года Получено из средств федерального бюджета2 639, 0 тыс.руб2 384, 0 тыс.руб5 023, 0 тыс.руб Получено из средств краевого бюджета01 012,953 тыс.руб 1 012, 953 тыс.р. вложено средств муниципального бюджета4198,4 тыс.руб4122,8 тыс.руб8 321,2 тыс.руб Израсходовано средств на реализацию проекта, в том числе на: 1. наглядные пособия-60,0 2. устройсто внутренних туалетов,договора-400,0 3. учебная мебель орг.техника мед.оборудование-150,0 6. эл.микроскоп мебель капитальный и текущий ремонт зданий и помещений- 4198,4 тыс.руб 1. орг.техника-1004,9 2. противопожарная безопасность компьютерная мебель-519,9 4. мебель по предметам(дем.шкаф в каб.химии) текущий ремонт повышение квалиф капитальный и текущий ремонт зданий и помещений- 4122,8 тыс.руб14 357,2 тыс.руб
Введение новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений
1. Постановление Главы района от 18 сентября 2008 года 586 «Об утверждении Положения о порядке отнесения муниципальных образовательных учреждений Шелаболихинского района к группам оплате труда руководителей»; 2. Постановление Главы района от 22 октября 672 «О переходе на новую систему оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений общего образования, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в Шелаболихинском районе»; 3. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от 27 октября 2008 года 288 «О переходе на новую систему оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений общего образования, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в Шелаболихинском районе»; 4. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от 10 октября 2008 года 272 «Об утверждении положения об оценке профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений Шелаболихинского района» 5. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от 14 октября 2008 года 274 «Об утверждении Положения и состава районной конфликтной комиссии»; 6. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от г. 275 «Об утверждении состава экспертной комиссии по распределению стимулирующих выплат руководителям общеобразовательных учреждений Шелаболихинского района»; 7. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от г. 289 «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя общеобразовательных учреждений Шелаболихинского района»; 8. Приказ комитета администрации Шелаболихинского района по образованию от г. 293 «Об изменении условий оплаты труда руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений»; 9. Решение Совета депутатов Шелаболихинского района от «Об утверждении Положения о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений общего образования, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования»;
Показатели внедрения НСОТ в районе. Наименование показателя Абсолютное значение средней зарплаты учителей, в рублях 8192,0 руб. 9831,0 руб. (увеличение на 20%, обязательство- 9736,0 руб.) 1.3. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в % 57,7%58,3% (обязательство-70%) 1.5. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа муниципальных общеобразовательных учреждений в районе, в % 0%100% (С на НСОТ переходят все дошкольные образовательные учреждения района) Финансово-экономическая самостоятельность учреждений 100%
Эффекты: - Заработная плата учителей возросла на 20%, директоров - на 30%. - Дифференциация заработной платы осуществляется за счет оплаты за качество и результативность, объем и интенсивность труда. - Наблюдается значительное повышение заинтересованности учителей в работе с одаренными и отстающими детьми, освоению и внедрению в личную практику современных образовательных технологий и, прежде всего, информационно-коммуникационных. - Повысилась финансово-экономическая самостоятельность учреждений - Приостановилась тенденция старения кадров: в учебном году в школах района начали свой трудовой путь три молодых педагога, в 2009 – 2010 учебном году – восемь! и тринадцать педагогов со стажем до 5 лет. Для привлечения молодых специалистов в районе работают районная и краевая программы «Обеспечение жильём или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 – 2010 годы», Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012г» (улучшение жилищных условий сельских граждан; улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов). Только в этом году три молодых педагога изъявили желание участвовать в данной программе.
Показатели, характеризующие уровень развития ГОУ в районе Наименование показателя 2008 год2009 год 1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно- общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения (Управляющий Совет) 100% 2. Наличие муниципального Совета по развитию образования в районе, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений создан 3. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности 100% 4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет 100% 5. Присутствие общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ да 6. Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аккредитация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием 100%
реструктуризация сети утверждена Советом депутатов Шелаболихинского района от г. 33 районная Программа реструктуризации сети образовательных учреждений Шелаболихинского района на годы»; решение Совета депутатов Шелаболихинского района от «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Шелаболихинского района»; постановление Главы Шелаболихинского района от «Об утверждении Положения об экспертной комиссии и состава экспертной комиссии по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений Шелаболихинского района».
Прогноз контингента школьников
Количество классов-комплектов
Средняя наполняемость
Количество учителей
Количество учащихся на 1 учителя
ЭФФЕКТЫ С 49 до 60% увеличилась доля детей, обучающихся в школах, соответствующих современным требованиям; более эффективно стали использоваться денежные средства; все школы оборудованы АПС. модернизируется школьное питание; в районе принята целевая программа «Школьное питание»; за год средства, выделяемые из краевого бюджета на учебные расходы, возросли в 6 раз, что позволило значительно пополнить материальную базу и улучшить условия организации учебно-воспитательного процесса; организована более системная работа школ в сети Интернет.
за последние два года произошло увеличение максимального балла по ряду сдаваемых предметов (математика, русский, обществознание, физика, истории); учащиеся и их родители стали проявлять большую заинтересованность в качестве предоставления образовательных услуг. введение ЕГЭ стимулировало творческую активность большинства педагогов Региональная система оценки качества образования
- в конкурсе ПНПО участвовали 4 педагога, стали победителями-2; - в краевых конкурсах приняли участие 20 педагогов; - в конкурсе ОУ «Новая школа Алтая 2009» приняли участие 2 школы; - в районных профессиональных конкурсах участвовали 24 педагога; - приняли участие в работе окружных семинаров -50 педагогов
Проблемы : Вместе с тем по математике, химии, биологии, истории выпускники района имеют уровень знаний ниже среднего по краю. Основной причиной низкого качества является уровень преподавания предметов, который напрямую зависит от: Повышения квалификации педагогов, совмещающих предметы (математика-химия, химия-биология проходят 1 раз в 5 лет по основному предмету); Предмет ведут совместители, не специалисты или педагоги, которые обучаются заочно (Макаровская, Инская); В 2009 году два выпускника ОУ района не получили документы об образовании. Учащиеся района не принимают участие в краевом туре олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (одной из причин данного является преобладание репродуктивных методов преподавания и отсутствие углубленного изучения предметов в ОУ района). Не все педагоги связывают низкое качество обученности своих учеников с уровнем преподавания и собственной профессиональной компетентностью. Недостаточный уровень управленческой компетентности руководителей школ и работников комитета по образованию. Недостаточный уровень охвата детей дошкольным образованием негативно сказывается в целом на качестве их обучения в школе.
Что делать? Спланировать в межаттестационный период повышение квалификации педагогов, совмещающих преподавание нескольких предметов и учитывать результаты по совмещающим предметам при прохождении аттестации. Пересмотреть систему оценки качества труда руководителей и педагогов, обратив особое внимание на результативность. Повысить персональную ответственность специалистов комитета по образованию и руководителей ОУ за качество результатов обучения и воспитания школьников. Спланировать и реализовать мероприятия по улучшению оснащенности учебно-материальной базы по химии, физике, биологии, особенно для выполнения практической части программ. Продолжить работу по совершенствованию образовательной сети района и сетевого взаимодействия. Усилить работу по информированию общественности о результатах работы системы образования района и основных направлениях современной образовательной политики. Дополнительные инвестиции в развитие дошкольного и дополнительного образования могли бы обеспечить институциональные изменения, ведущие к модернизации системы образования. Реализация КПМО в общем образовании яркое тому подтверждение.