Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования является одной из функций ФГОСТ.
Преемственность как главное условие непрерывного образования, а идея приоритета личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного, начального общего образования.
Цели Содержание Направления Методы Формы
Воспитатели Администрация ДОУ и ОУ учителя Логопед ДОУ и ОУ родители Психолог ДОУ и ОУ
укрепление физического, социального и духовного здоровья детей, приобщение к ценностям здорового образа жизни обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.); развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию; развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Программа по обеспечению преемственности между ДОУи школой Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Исполнители: директор школы, зам. директора по учебной работе, социальный педагог, учитель - логопед, психолог, воспитатели, учителя начальных классов. Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
Цели непрерывного образования: Воспитание нравственного человека. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи непрерывного образования: на дошкольной ступени: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
на ступени начальной и основной школы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности: совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Преемственность образовательного процесса: Согласование преемственность целей и задач средств, форм, приемов наличие воспитания и обученияи методов воспитанияруководства на отдельных ступеняхи обучения развития ребенка учет возрастных Обеспечение «сквозных»особенностей, снятие линий в содержании психологических повторений, пропедевтики, трудностей, адаптация разработка единых курсовпереходных периодов изучения отдельных программ целевая содержательнаятехнологическая психологическая Управлен- ческая
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.; Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности; Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности; Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования. Состояние здоровья и физическое развитие детей; Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; Умственные и нравственные способности учащихся; Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития; Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.
Целостный педагогический процесс на основе Детский садшкола организационной методической психодиагностической коррекционной