Психологическая подготовка учителя «для новой школы» Психологическая подготовка учителя «для новой школы» В.В. Рубцов В.В. Рубцов ректор МГППУ ректор МГППУ директор ПИ РАО директор ПИ РАО
"Школьные риски (мнение родителей) Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%) Качество образования (48%) 85% 65% 61% 59% 48% 35% Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации, связанные со школой (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Качество образования (48%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%)
В чем выражен низкий уровень психологической подготовки современного учителя: (мнение Е.Л. Рачевского) нет общей психологической культуры общения; не умеет организовать работу в группах; не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; не знает типологии детских проблем (детства в целом); не умеет работать с различными категориями детей; не знает психологии и физиологии (особенно детей); не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д. 3
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [1] XXIВладение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. 4
Способность общаться с другими участниками образовательного процесса. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 5 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [2]
Проводя системный анализ проблем существующей школы и говоря о целях и задачах «Новой школы», следует признать, что в современных условиях мощным стратегическим ресурсом, который может адекватно ответить на вызовы времени, обеспечить качественно новый по содержанию и форме уровень подготовки учителя (тот, который станет содержательной основой создания Новой школы), являются подходы психологии образования, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в обучении. 6
Подходы психологии образования содержательно завязаны на особенности нового Госстандарта общего среднего образования, который будет утвержден Правительством РФ в ближайшее время. Так, в обоих существующих сегодня вариантах проекта стандарта (прежде всего в проекте, разработанном Российской академией образования) реализуется созданный отечественной наукой деятельностно- компетентностный подход к образованию. В рамках этого подхода наряду с предметными компетенциями, вводятся мета-предметные (такие как, способность работать с разными видами информации, анализировать проблемы, ставить задачи и др.) и, что особенно важно, личностные компетенции. 7
С этим связано два принципиально важных направления, развертывание которых будет определять эффективность системы образования в создании «Новой школы». Первое и главное. Очевидно, что для реализации нового стандарта и построения на его основе действительно «Новой школы» потребуется «Новый учитель», который будучи учителем-предметником (например, учитель географии) должен уже не только уметь преподавать учебный материал (по географии), но и формировать на этом материале все 3 типа указанных компетенций, т.е. владеть способами организации деятельностей детей и взрослых, сензитивных для конкретных возрастов. Особенное значение это имеет для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, поскольку формирование соответствующих компетенций в этих возрастах напрямую зависит от форм взаимодействия и общения ребенка со взрослым и детей между собой, от форм их совместной (распределенной) деятельности. 8
Второе. При системном введении нового стандарта общего образования уже существующая критика ЕГЭ дополняется одной, но теперь уже «убийственной» позицией. Очевидно, что ЕГЭ – это, всего-навсего возможность определить, какой учебной информацией владеет ученик (оставляю без комментария саму эту возможность). При этом понятно, что то, с чем уже точно не может справиться ЕГЭ, – это с измерением деятельностных компетенций учащихся. 9
С этой точки зрения, наше первое предложение состоит в том, чтобы начать адресную разработку по крайне мере московской модели определения основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения учебной информации с помощью ЕГЭ можно определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность и др. В этом направлении работают сейчас специалисты наших московских вузов, а соответствующее предложение внесено не только в резолюцию нашей Конференции, но в Минобрнауки РФ. 10
11 Теперь по и главному направлению, связанному с подготовкой учителя для «Новой школы» на основе деятельностно-компетентностного подхода. Система психологической подготовки педагогических кадров, основанная на установках деятельностного подхода, разрабатывается нами в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». При этом именно психолого-педагогическое образование выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом как на метапредметном, так и на личностном уровнях.
Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, помимо указанного профиля в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей (всего 9 профилей). 12
Так, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата : 1.Психология образования 2.Психология и педагогика дошкольного образования 3.Психология и педагогика начального образования 4.Психология и педагогика профессионального образования 5.Психология и педагогика дополнительного образования 6.Психология и социальная педагогика 7.Психология и педагогика инклюзивного образования 8.Психология и педагогика образования одаренных детей 9.Специальная психология и педагогика 13
Ядром основой образовательной программы является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. Таким образом, деятельность и возраст – это основные категории, которые определяют содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование». 14
При разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема: Вид профессиональной деятельности (СПД), задачи профессиональной деятельности Государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО), общие компетенции, компетенции профиля 15
С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы: Утвержденные квалификационные требования к ПД (психолога); Базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах; Принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1 -3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура); Независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества); 16
Так, выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: 17
В психолого-педагогической деятельности (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 18
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельности Модуль 1 Введение в психолого- педагогическую деятельность Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами экспериментально-проектной работы в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики
Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями. 20
В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП): способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1); способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2); способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 21
способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7); способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8); способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9). 22
23 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно- воспитательном процессе; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации; Научные исследования в профессиональн ой деятельности психолого- педагогического направления Культурно- исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образовательно й среды ОПК-3 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9
24 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: уметь – оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и предложить научно обоснованные методы повышения их эффективности; оценивать состояние интеллектуальной, аффективной, нравственной и регулятивной сферы личности на разных возрастных этапах жизненного пути с учетом возрастных критериев и норм; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательно й среды Комплексный подход в психолого- педагогической деятельности Организация и функции службы практической психологии образования ОПК-12 ОПК-13 ОПК-16 ОПК-11 ОПК-13 ОПК-10 ОПК-14 ОПК-15 ОПК-16
25 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки Ко- ды Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: владеть – современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
В целом, подготовленный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно может и должен получить качественную иную по содержанию и форме психологическую подготовку. При этом, важно понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение (что характерно как раз для многих существующих вариантов). 26
Это означает, что предлагаемое изменение парадигмы педагогического образования и включение в качестве его важнейшего звена психолого-педагогического компонента обуславливает необходимость задания в программах подготовки педагога таких форм и такого содержания, которые позволят ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. 27
По-существу, это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др. является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. Причем конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием (а не средством) развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. 28
Предложения в резолюцию Конференции (в дополнение к названному выше) Итак, мы считаем, что последовательно создавая новую школу на основе деятельностно-компетентностного подхода необходимо: Осуществить переход подготовки педагогических кадров для московского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (3-го поколения) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Создать магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое образование», вписать такую магистратуру в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и т.д. 29
Существенно усовершенствовать систему повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), а по психолого- педагогическому маршруту с указанием периодичности такого повышения квалификации и его увязыванием с программой аттестации и подтверждением квалификации. Разработать систему повышения психологической квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров города Москвы, ориентированную на решение задач по переходу образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2-го поколения). Создать ресурсный центр повышения психологической квалификации педагогов (МГППУ). 30
С учетом того, что стандарт общего среднего образования создавался при отсутствии стандарта профессиональной деятельности учителя, поддержать инициативу МГПУ о разработке московской модели профессионального стандарта педагогической деятельности. 31
Спасибо за внимание!