Отношение между дошкольным учреждением и родителями С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»
Законодательно-нормативное обеспечение: Закон РФ « Об образовании»; Концепция дошкольного образования; Семейный кодекс; Типовое положение о дошкольном учреждении и др.нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня; Устав МДОУ ; Договор с родителями; Положения о родительском комитете, консультационной работе в ДОУ.
Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями? Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? Что такое работа с родителями? Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями
Основные принципы: Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Сотрудничество ДЕТИ РОДИТЕЛИ СОТРУДНИКИ ЕДИНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
-изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. (С этой целью проводится анкетирование, социологические исследования, опросы и др.); - просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. -изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. (С этой целью проводится анкетирование, социологические исследования, опросы и др.); - просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. : - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; - довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. : - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; - довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Формы работы с родителями Типы семей Проблемы Конфликты
Эта работа состоит из нескольких направлений: -Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка. -Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей. Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др. -Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями. -Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей. -Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы. Эта работа состоит из нескольких направлений: -Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка. -Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей. Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др. -Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями. -Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей. -Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.
Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из: -диагностики, которая позволит изучить опыт работы педагогов, выявить особенности воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей; -составления плана работы с семьями, учитывая социальное положение, образовательный уровень родителей их проблемы и запросы; -педагогического консультирования, состоящего из трех пунктов: мотивационный, направленный на осознание воспитателем собственных ошибок и трудностей; когнитивный, включающий в себя формирование у педагогов системы знаний о семье; практический, направленный на овладение практическими умениями и навыками; -контроля – завершающего этапа, который проводится как повторное анкетирование педагогов и родителей и выявляет положительную динамику. Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из: -диагностики, которая позволит изучить опыт работы педагогов, выявить особенности воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей; -составления плана работы с семьями, учитывая социальное положение, образовательный уровень родителей их проблемы и запросы; -педагогического консультирования, состоящего из трех пунктов: мотивационный, направленный на осознание воспитателем собственных ошибок и трудностей; когнитивный, включающий в себя формирование у педагогов системы знаний о семье; практический, направленный на овладение практическими умениями и навыками; -контроля – завершающего этапа, который проводится как повторное анкетирование педагогов и родителей и выявляет положительную динамику.
Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи. При выборе форм работы с родителями учитываются В настоящее время выделяется четыре статуса семей - социально-экономический, - социально-психологический, - социально-культурный, - социально-ролевой.
Руководящая и организующая роль ДОУ сада по отношению к семье Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: 1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; 2) практическая помощь семье в воспитании детей; 3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; 4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность; 5) активизация их педагогического самообразования и др.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
Отношение между дошкольным учреждением и родителями С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»