Цель исследования: Изучить теоретические аспекты и апробировать на практике влияние ЛЕГО-конструктора на развитие детей с нарушением речи через организацию кружковой работы Объект исследования : конструктивно- игровая деятельность с ЛЕГО-конструкторами в кружке «Юный конструктор» логопедической группы «Чиполлино» Гипотеза исследования : заключается в том что планомерные, целенаправленные систематические занятия с ЛЕГО в кружке «Юный конструктор» окажут положительное разностороннее влияние на развитие воспитанников в целом, и на речь в частности.
Изучить, обобщить и познакомить коллег с историей создания пластиковых игрушек ЛЕГО; теоретическими аспектами использования ЛЕГО-технологий в педагогике на современном этапеИзучить, обобщить и познакомить коллег с историей создания пластиковых игрушек ЛЕГО; теоретическими аспектами использования ЛЕГО-технологий в педагогике на современном этапе Создать в группе предметно-развивающую среду для обучения и свободного экспериментирования с конструктивным материалом ЛЕГО.Создать в группе предметно-развивающую среду для обучения и свободного экспериментирования с конструктивным материалом ЛЕГО. Использовать взаимосвязь тематического планирования в кружке «Юный конструктор» и календарного планирования образовательного процесса в целом для устранения спонтанности, неорганизованности.Использовать взаимосвязь тематического планирования в кружке «Юный конструктор» и календарного планирования образовательного процесса в целом для устранения спонтанности, неорганизованности. Внедрить в практику организации кружковой работы современные приёмы обучения и проанализировать их влияние на результативность образовательного процесса.Внедрить в практику организации кружковой работы современные приёмы обучения и проанализировать их влияние на результативность образовательного процесса. Способствовать формированию у дошкольников картины окружающего мира и основных элементов концепции «Я – творец»: активности, инициативности, коммуникабельности и т.д. посредством конструктивного материала ЛЕГО.Способствовать формированию у дошкольников картины окружающего мира и основных элементов концепции «Я – творец»: активности, инициативности, коммуникабельности и т.д. посредством конструктивного материала ЛЕГО.
Конструирование в детском саду Конструирование в детском саду. - термин «конструирование» (от латинского слова) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов; это построение моделей, сборка и приведение в порядок, в единое целое разнообразных деталей - конструирование – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. - под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и др. материалов.
Виды конструирования По конструктивному материалу Из бросового материала Из бумаги Из природного материала По основному приему обучения По образцу: готовая модель, фотография, схема, карточка, рисунок, чертеж, иллюстрация, картина По условиям- инструкциям (словесным, наглядным) По замыслу По набору и сочетанию деталей Строительные наборы (мелкие, крупные, деревянные, пластмассовые, мягкие) Тематический конструктор Металлический, пластмассовый конструктор с болтовыми соединениями Конструкторы – трансформеры Конструктор – одного предмета ЛЕГО конструкторы Магнитные конструкторы Необычные криволинейные контурные конструкции из гибких пластиковых трубочек разной длинны Конструкторы с деталями палочками, соединяющими по принципу сустава
ЛЕГО-конструктор – самый известный конструктор в мире ЛЕГО – тип детского конструктора, игровой феномен, самый популярный бренд в мире конструкторов. LEGO – это серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО – деталь, представляющая собой полный пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах. В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д.Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Интересные факты из истории ЛЕГО- конструктора - В 1932 году датчанин Ол Кирк Кристиансен –бригадир плотников и столяров, открыл собственное производство разнообразных изделий из дерева: лестниц, гладильных досок, деревянных игрушек. - Название ЛЕГО придумано самим Кирком Кристиансеном в 1934 году от фразы, которая в переводе с датского означает «играй с удовольствием или увлекательная игра», а с латинского «я изучаю, я складываю вместе». - Продавались данные игрушки только в Дании, и только в 1954 году первая партия ЛЕГО конструкторов отправилась за границу в Швейцарию. - В настоящее время конструкторы продаются в более 130 стран мира. Ежегодно производство кирпичиков превышает 2 миллиарда в год, а это значит, что каждую секунду производится около 600 кирпичиков ЛЕГО. Сегодня компания насчитывает более 9000 сотрудников по всему миру. - С 1968 года начинает работать ЛЕГО парк, занимающий площадь в 60 гектаров. Семейные парки, «ЛЕГО-ЛЕНДЫ» построены в Дании, Англии, США и Германии. Комплекс Замка – самая крупная установка парка кирпичиков ЛЕГО использовано для создания фигур, заполняющих замок. За последние 50 лет компании дважды присуждалось звание «Игрушка века».
Лего–технология – одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. В педагогике интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.
Принципы ЛЕГО-технологии: Основывается на том, что дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет продвигаться вперёд в собственном темпе.
Деятельность выступает как важнейшее условие развития у ребёнка познавательных процессов. А конструирование - это продуктивный вид деятельности, предполагающий создание конструкций по образцу, по условию и по собственному замыслу. Значит образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Деятельность выступает как важнейшее условие развития у ребёнка познавательных процессов. А конструирование - это продуктивный вид деятельности, предполагающий создание конструкций по образцу, по условию и по собственному замыслу. Значит образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Перспективность применения ЛЕГО- технологии обуславливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах. В свободной в неурочной совместной деятельности педагога и воспитанников: в кружках, как в общеобразовательных учреждениях так и учреждениях дополнительного образования; внеклассных мероприятиях; в группе продлённого дня. В свободной самостоятельной деятельности детей через домашнее задание и взаимодействие с родителями. В регламентированной деятельности: урок – занятие
Конструкторы ЛЕГО активно применяются в большинстве дошкольных образовательных учреждениях. В процессе игры с конструктором ребёнок развивает: Мышление: умение сравнивать обобщать, анализировать, классифицировать.Мышление: умение сравнивать обобщать, анализировать, классифицировать. Концентрацию внимания Концентрацию внимания Мелкую моторику Мелкую моторику Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек. Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
Освоение ЛЕГО-конструктора и его использование должно быть процессом направленным, а не спонтанным. Условия эффективности: - анализ научной и методической литературы по данной проблеме; - наличие у педагога чёткой цели, стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах; - наличие тематического плана и методических наработок; - обустройство развивающей среды: наличие ЛЕГО- кабинета или центра конструирования в группе с набором конструкторов на каждого ребёнка. - постоянное совершенствование и творческий подход к использованию приёмов работы с детьми. - интерес и активность всех участников образовательного процесса к познанию возможностей ЛЕГО-конструктора
Организация работы по ЛЕГО- конструированию в средней логопедической группе «Чиполлино» Занятия в группе «Юный техник» 1-2 раза в неделю Совместная деятельность воспитателя с детьми во II половине дня 2-3 раза в неделю Самостоятельная деятельность детей в центре конструирования «Юный техник» ежедневно
Направления в работе кружка «Юный конструктор» Моделирование логических отношений Развитие элементов логического мышления, анализ логических закономерностей Совершенствование навыков классификации, действия с множествами Ознакомление с принципами симметрии Пространственное ориентирование Развитие внимания и памяти Моделирование объектов реальной действительности Развитие способности к наглядному моделированию Ознакомление с окружающим Анализ предметов и установление связей Обучение планированию Стимулирование воображения, фантазии Развитие коммуникативных способностей - речи Развитие мелкой моторики – умелости рук
Направление моделирование логических отношений «Игры и упражнения в совместной деятельности» Классификация – множества по цвету, размеру, количеству шипов, названию деталей – форме. По типу «Чудесный мешочек» Развитие внимания и памяти «Что изменилось» «Собери модель по памяти» Логические закономерности – цепочки «Продолжи ряд, что лишнее» Симметрия «Собери правую часть модели, как левая» Пространственное ориентирование «Над, слева, справа» Комбинаторика «Светофор» «Состав флаг»
II направление – развитие способности к наглядному моделированию. Занятия в кружке «Юный конструктор» раза в неделю. Конструирование по образцу воспитателя; по карточке с моделями, которые прилагаются к конструктору; схемами; по условию – недостроенного объекта Тематическое планирование Пирамиды Мебель Ворота Мосты Колодец Крепости Дома Транспорт Птицы Лес Животные Бабочки
Повышение интереса к ЛЕГО-конструктору и его возможностям в самостоятельной деятельности и расширение сферы использования построек: на подиуме «Наш город» по правилам дорожного движения, настольный театр, сюжетно-ролевые игры «Барби», «Гараж» Положительное влияние на нравственные качества: умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая) Повышение работоспособности и усидчивости: увеличилась продолжительность занятия с 10 минут до 20, постройки достраивают до логического конца Улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи рассказывают о своей деятельности предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов)
Совершенствование моделирования логических отношений по принципу «Поиска недостающей фигуры» и «Комбинаторика» Усложнить моделирование объектов окружающего и фантастического мира, используя мелкий конструктор и конструирование по замыслу и представлениям Совершенствовать планирующую функцию речи