ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности
авторкомпетентностькомпетенция Ушаков Д.И. осведомленность, авторитетность круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает опытом, авторитетностью, познанием Введенский В.Н. некая личностная характеристика совокупность профессиональных или функциональных характеристик Сорокина Т.М. единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеристика профессиональных мотивационных и деятельностных изменений Нестеров В.В. совокупность того, чем человек владеет совокупность того, чем человек располагает Джон Равен специфическая способность для эффективного выполнения конкретного действия в предметной области
Хуторской А.В. доктор пед.наук, академикМеждународной педагогической академии Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания Профессиональная компетентность учителя
Трёхуровневая иерархия компетенций учителя (по Хуторскому А.В.) Ключевые Общепредметные (базовые) Предметные относятся к общему (метапредметному) содержанию образования относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
Ключевые компетенции учителя Ценностно- смысловая Общекультурная Учебно- познавательная Информационная Коммуникативная Социально- трудовая личностного само- совершенствования
Общепредметные (базовые) компетенции учителя культура коммуникации при взаимодействии с людьми; умение получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования; умение передавать свою информацию другим
Компоненты общепредметного содержания образования реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.
Состав общепредметной образовательной компетенции области общественного знания обществознание биология гуманитарные науки математика физика
Предметные компетенции учителя Это педагогически адаптированная система научных знаний; способов деятельности; умение принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку опыта творческой деятельности;
Компетенции по технологии ориентация на инновационное технологическое развитие общества; выработка общетрудовых умений и навыков; осуществление эстетического развития в ходе выполнения проектов (художественная обработка материалов); воспитание культуры человеческих отношений, бесконфликтного общения, необходимого для жизни в коллективе, семье; знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения наличие профессионального опыта, творческого потенциала и мировоззренческих идей, обеспечивающих готовность к профессиональному самосовершенствованию и повышение эффективности преподавания технологии владение совокупностью знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих умение разрабатывать и использовать учебно-методическую документацию, решать типовые профессиональные задачи и выполнять виды деятельности, характерные для учителя технологии. осознание учителем социально-экономических, нравственно-этических, образовательных требований, которые предъявляет общество к деятельности учителя технологии научиться не только жить в мире красоты и благополучия, но и выработать умение мастерски создавать уют, благоустраивать пространство; развитие творческого мышления педагога, его преобразовательной деятельности
Самостоятельное добывание знанийиз различных источников, использование знаний в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности Самостоятельное добывание знаний из различных источников, использование знаний в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности САМООБРАЗОВАНИЕ
профессиональное психолого-педагогическое психологическое методическое правовое эстетическое историческое политическое знание информационно-компьютерных технологий НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
ПЛАН- это заранее намеченная система действий, предусматривающая последовательность и сроки выполнения работ
мобилизационные – эти умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивости к труду и учению; информационные – умения педагога работать с источниками, мобилизовать информацию и правильно излагать ее; развивающие умения – развитие познавательных процессов, чувств и воли воспитанников, создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся; ориентационные умения – это умения формировать ценностные ориентировки у воспитанников (отношение к труду, природе, обществу, формирование идеалов); привить интересы к учению, трудовой деятельности.
ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам; 2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ - формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни казахстанского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников; - формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; - выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ