ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ И ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ
ЕГЭ проверяет не только предметную обученность выпускника, но и его компетентность Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности учащегося (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции выпускника предметныеобщепредметныеключевые (основные) информационная учебно- познавательная коммуникативная
Информационная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам владение навыками деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. владение современными средствами информации и информационными технологиями осуществление поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу понимать текст и его структурно - смысловые связи оценивать полученную информацию анализировать текст, используя разные приемы обработки текста переводить информацию из одной системы в другую
Учебно-познавательная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам самостоятельность в познавательной деятельности (логической, методологической, общеучебной), в которую входят способы организации (целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки) владение креативными навыками добывания знаний непосредственно из окружающей действительности владение приемами учебно - познавательных действий в нестандартных ситуациях соответствие требованиям функциональной грамотности (умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование различных методов познания (вероятностных, статистических) объяснять, устанавливать взаимосвязи сравнивать, анализировать, формулировать выводы классифицировать объекты и явления соотносить единичные факты и общие явления
Коммуникативная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. создавать связное высказывание последовательно излагать собственные мысли высказывать и аргументировать собственное мнение
Перспективная подготовка учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Уровни сформированности основных компетенций учащихся (в соответствии с возрастными особенностями учащихся): 1 уровень класс 2 уровень класс 3 уровень класс 4 уровень класс Наиболее действенные способы организации обучения, с точки зрения формирования основных компетенций учащихся: личностно-ориентированное обучение проблемно-ориентированное обучение деятельностное обучение
Внутришкольный контроль за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) управленческая деятельность руководителя ОУ и его заместителей по организации перспективной подготовки учащихся к ЕГЭ контрольно - диагностическая функция регулятивно-коррекционная функция внутришкольный контроль за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ
Структура внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Цели и задачи контроля формирование основных компетенций учащихся, необходимых для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации Объекты контроля уровень сформированности у учащихся основных компетенций (в соответствии с их возрастной группой), предметной компетентности в том числе система работы школьных методических объединений учителей-предметников (творческих групп учителей) по формированию у учащихся основных компетенций (предметной компетентности в том числе) система работы учителей - предметников по формированию у учащихся основных компетентностей (предметной компетентности в том числе) Субъекты контроля администрация ОУ (руководитель, заместители руководителя) руководители школьных методических объединений учителей-предметников учителя-предметники
Структура внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Содержание контроля определение и оценка уровня сформированности у учащихся основных компетенций, предметной компетентности анализ системы работы учителя-предметника (методического объединения, творческой группы) по формированию у учащихся основных компетенций, предметной компетентности Методы контроля при проведении анализа системы работы (учителя - предметника, ШМО) используются субъективные методы: наблюдение проверка документации беседа (собеседование) самоанализ (самооценка) при определении и оценке уровня сформированности у учащихся основных компетенций используется объективный метод - педагогическая диагностика (стандартизированное тестирование учащихся на основе вопросов открытого типа, требующих развернутого ответа без опоры на какую-либо одну предметную область)
Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Поиск и сбор информации задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д. задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума») задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить) Передача информации подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий
Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Обработка информации задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно - следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование) составление планов и вопросов к тексту составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения
Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Комплексные методы работы с информацией составление и защита рефератов, включая план, выводы, оформление библиографии информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и т.д. использование матем. методов обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д. выпуск ученических СМИ печатных, электронных
Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся Виды коммуникации Методы формирования Устная коммуникация все формы учебного диалога доклады и сообщения ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей обсуждения, дискуссии, диспуты упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах вовлечение учащихся в работу театральных студий
Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся Виды коммуникации Методы формирования Письменная коммуникация ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников) телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет- форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами
Методы формирования учебно- познавательной компетенции учащихся коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи) проблемно-ориентированная дискуссия учащихся все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент проблемно-модельное обучение моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно - деловые игры метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения
Методы формирования учебно- познавательной компетенции учащихся учебные задачи: с избыточным условием, с недостаточным условием (требующие поиска дополнительной информации), с ограничением по времени (в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока) метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико - ориентированные проекты практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст Приложение: Карта наблюдения и аспектного анализа деятельности учителя на уроке по формированию основных компетенций учащихся
Работа с учителями - предметниками, практически не имеющими проблем с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: могут быть переведены на самоконтроль, взаимоконтроль могут быть привлечены к работе с менее успешными коллегами в качестве: А) консультанта (предлагают что-либо «готовое» из своего «арсенала») Б) супервизора (создают психологически - комфортные условия для коллеги, нацелены на помощь в исправлении его профессиональных ошибок) В) модератора (реализует взаимодействие одинаковых по уровню коллег с целью разработки новых методик) могут быть привлечены к более широкому распространению своего позитивного опыта (выступление на тематическом педсовете, семинаре) На стратегическом (перспективном) уровне: их методические «находки» могут быть положены в основу банка методик успешного формирования ключевых компетенций учащихся ОУ могут возглавить школьные методические объединения учителей - предметников могут быть привлечены в состав творческой группы по разработке и реализации программы опытно-экспериментальной работы ОУ Возможные коррективно-регулятивные последействия внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ
Работа с учителями - предметниками, имеющими ряд проблем с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: получают оперативные методические рекомендации по формированию основных компетенций учащихся прикрепляются для совместной работы к коллеге - консультанту ставятся на повторный административный контроль и/или контроль уровня ШМО по данному вопросу в текущем учебном году На стратегическом (перспективном) уровне: при составлении плана ВШК на следующий учебный год такие учителя - предметники нуждаются в персональном контроле по вопросу участия во внутришкольной системе повышения квалификации и методической работе ОУ (обоснованность выбора и результативность работы над темой самообразования, активность участия в работе ШМО и тематических педсоветов) могут быть внесены коррективы в перспективный план повышения квалификации педагогических работников ОУ с целью внепланового прохождения такими учителями - предметниками краткосрочных КПК Возможные коррективно-регулятивные последействия внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ
Работа с учителями - предметниками, имеющими значительные проблемы с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: ставятся на специальный (постоянный) контроль (административный контроль, контроль уровня ШМО, взаимоконтроль) в текущем учебном году прикрепляются для совместной работы к коллеге – консультанту, коллеге - супервизору На стратегическом (перспективном) уровне: при составлении рабочих учебных программ, перспективно – тематических и поурочных планов на следующий учебный год таким учителям - предметникам необходима методическая помощь (ШМО) в их компетентностной ориентации в обязательном порядке вносятся коррективы в перспективный план повышения квалификации педагогических работников ОУ с целью внепланового прохождения такими учителями - предметниками КПК при составлении плана ВШК на следующий учебный год такие учителя предметники нуждаются в постановке на персональный контроль