ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ И ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
Advertisements

Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
Ф ОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ О ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МОУ «Дороховская СОШ» Учитель истории и обществознания Вербшина Галина.
Зеленцова Е.О.. Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и воспринимать и основную мысль текста систематизировать устную и письменную материал.
вопросы для сравненияакадемические учебные предметы компетентностные учебные предметы 123 Что это за предметы?история биология география химия физика.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 63»
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. пословица.
Проектная деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного процесса Подготовила учитель начальных.
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
12 НОЯБРЯ 2010 Г Т ЕМА ПЕДСОВЕТА :С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ С ФГОС НАЧАЛЬНОГО.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Широко образованный Эрудированный Информированный Прогрессивный, современный Умеет вести уроки интересно Умеет давать интересные задания. Результаты опроса.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Транксрипт:

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ И ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ

ЕГЭ проверяет не только предметную обученность выпускника, но и его компетентность Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности учащегося (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции выпускника предметныеобщепредметныеключевые (основные) информационная учебно- познавательная коммуникативная

Информационная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам владение навыками деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. владение современными средствами информации и информационными технологиями осуществление поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу понимать текст и его структурно - смысловые связи оценивать полученную информацию анализировать текст, используя разные приемы обработки текста переводить информацию из одной системы в другую

Учебно-познавательная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам самостоятельность в познавательной деятельности (логической, методологической, общеучебной), в которую входят способы организации (целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки) владение креативными навыками добывания знаний непосредственно из окружающей действительности владение приемами учебно - познавательных действий в нестандартных ситуациях соответствие требованиям функциональной грамотности (умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование различных методов познания (вероятностных, статистических) объяснять, устанавливать взаимосвязи сравнивать, анализировать, формулировать выводы классифицировать объекты и явления соотносить единичные факты и общие явления

Коммуникативная компетенция выпускника школы Содержание компетенцииУмения, проверяемые КИМ ЕГЭ по различным предметам знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. создавать связное высказывание последовательно излагать собственные мысли высказывать и аргументировать собственное мнение

Перспективная подготовка учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Уровни сформированности основных компетенций учащихся (в соответствии с возрастными особенностями учащихся): 1 уровень класс 2 уровень класс 3 уровень класс 4 уровень класс Наиболее действенные способы организации обучения, с точки зрения формирования основных компетенций учащихся: личностно-ориентированное обучение проблемно-ориентированное обучение деятельностное обучение

Внутришкольный контроль за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) управленческая деятельность руководителя ОУ и его заместителей по организации перспективной подготовки учащихся к ЕГЭ контрольно - диагностическая функция регулятивно-коррекционная функция внутришкольный контроль за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ

Структура внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Цели и задачи контроля формирование основных компетенций учащихся, необходимых для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации Объекты контроля уровень сформированности у учащихся основных компетенций (в соответствии с их возрастной группой), предметной компетентности в том числе система работы школьных методических объединений учителей-предметников (творческих групп учителей) по формированию у учащихся основных компетенций (предметной компетентности в том числе) система работы учителей - предметников по формированию у учащихся основных компетентностей (предметной компетентности в том числе) Субъекты контроля администрация ОУ (руководитель, заместители руководителя) руководители школьных методических объединений учителей-предметников учителя-предметники

Структура внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ (компетентностный подход) Содержание контроля определение и оценка уровня сформированности у учащихся основных компетенций, предметной компетентности анализ системы работы учителя-предметника (методического объединения, творческой группы) по формированию у учащихся основных компетенций, предметной компетентности Методы контроля при проведении анализа системы работы (учителя - предметника, ШМО) используются субъективные методы: наблюдение проверка документации беседа (собеседование) самоанализ (самооценка) при определении и оценке уровня сформированности у учащихся основных компетенций используется объективный метод - педагогическая диагностика (стандартизированное тестирование учащихся на основе вопросов открытого типа, требующих развернутого ответа без опоры на какую-либо одну предметную область)

Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Поиск и сбор информации задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д. задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума») задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить) Передача информации подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий

Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Обработка информации задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно - следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование) составление планов и вопросов к тексту составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения

Методы формирования информационной компетенции учащихся Основные виды действий по работе с информацией Методы формирования Комплексные методы работы с информацией составление и защита рефератов, включая план, выводы, оформление библиографии информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и т.д. использование матем. методов обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д. выпуск ученических СМИ печатных, электронных

Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся Виды коммуникации Методы формирования Устная коммуникация все формы учебного диалога доклады и сообщения ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей обсуждения, дискуссии, диспуты упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах вовлечение учащихся в работу театральных студий

Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся Виды коммуникации Методы формирования Письменная коммуникация ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников) телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет- форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами

Методы формирования учебно- познавательной компетенции учащихся коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи) проблемно-ориентированная дискуссия учащихся все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент проблемно-модельное обучение моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно - деловые игры метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения

Методы формирования учебно- познавательной компетенции учащихся учебные задачи: с избыточным условием, с недостаточным условием (требующие поиска дополнительной информации), с ограничением по времени (в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока) метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико - ориентированные проекты практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст Приложение: Карта наблюдения и аспектного анализа деятельности учителя на уроке по формированию основных компетенций учащихся

Работа с учителями - предметниками, практически не имеющими проблем с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: могут быть переведены на самоконтроль, взаимоконтроль могут быть привлечены к работе с менее успешными коллегами в качестве: А) консультанта (предлагают что-либо «готовое» из своего «арсенала») Б) супервизора (создают психологически - комфортные условия для коллеги, нацелены на помощь в исправлении его профессиональных ошибок) В) модератора (реализует взаимодействие одинаковых по уровню коллег с целью разработки новых методик) могут быть привлечены к более широкому распространению своего позитивного опыта (выступление на тематическом педсовете, семинаре) На стратегическом (перспективном) уровне: их методические «находки» могут быть положены в основу банка методик успешного формирования ключевых компетенций учащихся ОУ могут возглавить школьные методические объединения учителей - предметников могут быть привлечены в состав творческой группы по разработке и реализации программы опытно-экспериментальной работы ОУ Возможные коррективно-регулятивные последействия внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ

Работа с учителями - предметниками, имеющими ряд проблем с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: получают оперативные методические рекомендации по формированию основных компетенций учащихся прикрепляются для совместной работы к коллеге - консультанту ставятся на повторный административный контроль и/или контроль уровня ШМО по данному вопросу в текущем учебном году На стратегическом (перспективном) уровне: при составлении плана ВШК на следующий учебный год такие учителя - предметники нуждаются в персональном контроле по вопросу участия во внутришкольной системе повышения квалификации и методической работе ОУ (обоснованность выбора и результативность работы над темой самообразования, активность участия в работе ШМО и тематических педсоветов) могут быть внесены коррективы в перспективный план повышения квалификации педагогических работников ОУ с целью внепланового прохождения такими учителями - предметниками краткосрочных КПК Возможные коррективно-регулятивные последействия внутришкольного контроля за перспективной подготовкой учащихся к ЕГЭ

Работа с учителями - предметниками, имеющими значительные проблемы с формированием основных компетенций учащихся: На тактическом (оперативном) уровне: ставятся на специальный (постоянный) контроль (административный контроль, контроль уровня ШМО, взаимоконтроль) в текущем учебном году прикрепляются для совместной работы к коллеге – консультанту, коллеге - супервизору На стратегическом (перспективном) уровне: при составлении рабочих учебных программ, перспективно – тематических и поурочных планов на следующий учебный год таким учителям - предметникам необходима методическая помощь (ШМО) в их компетентностной ориентации в обязательном порядке вносятся коррективы в перспективный план повышения квалификации педагогических работников ОУ с целью внепланового прохождения такими учителями - предметниками КПК при составлении плана ВШК на следующий учебный год такие учителя предметники нуждаются в постановке на персональный контроль