Управленческие решения Раздел II. Процесс и технология менеджмента Тема 3. Интегративные процессы в менеджменте 1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Решение – это выбор варианта из множества имеющихся альтернатив. Управленческое решение – это промежуточный и конечный продукт управленческого труда в каждой функции управления, отражающий в своём содержании специфические черты каждой функции. Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью Цель управленческого решения – обеспечить достижение реализации поставленных перед организацией задач
Субъективизм: решение это результат личного мнения, представлений руководителя о проблеме и способе ее решения, основанных на индивидуальном знании, опыте, целях и ценностях, способностях и предпочтениях Объективизм: достигается путем использования научно обоснованных методов и моделей зафиксированных, проверенных временем и прошлым опытом способах и технологиях решения проблем
Общие черты: наличие проблемной ситуации; наличие альтернатив для выбора; наличие цели
Специфические признаки: 1.определяют действия объекта и субъекта управления и ведут к практическим результатам; 2.согласовывают интересы всей организации, ее подразделений, отдельных работников и определяют необходимость волевого акта лица, принимающего решение; 3.носят комплексный характер, достаточно сложные и важные; 4.касаются деятельности всей организации, всех ее структурных подразделений, затрагивают интересы организации в целом, ее коллектива и отдельных работников; 5.могут иметь значительные, глобальные последствия; 6.их принятие систематизированный процесс, требующий применения научного подхода и научно обоснованных методов и моделей, адекватных возникшей проблеме; 7.ориентированы на использование творческого потенциала работников организации; 8.в процессе разработки, принятия и реализации решений человек проходит становление не только как личность, но и как специалист, управленец, руководитель.
Элементы управленческого решения субъект принятия решений (инициатор); объект принятия решений (исполнитель); причины принятия решения (проблема); цель принятия решения; предмет принятия решения (что должно быть сделано); потребитель решения (для кого должно быть сделано); сроки реализации решения
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам По масштабу воздействия: Общие решения затрагивают систему в целом Узкоспециализированные решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы
По содержанию: экономические, политические, технические, социальные, организационные, экологические, информационные.
По принципам выработки: Программируемые (повторяющиеся) решения построены на базе установленной политики правил и порядков ;
Случайные решения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем
По времени осуществления: Операционные решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов
Стратегические решения принимаются в связи с возника- ющими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономически- ми переменами, как состояние эконо- мики, конкуренция, переговоры с профсоюзами
По условиям принятия: условия определенности: исследовательское решение решение принимается в условиях достаточного количества времени условия риска, неопределенности: кризисно-интуитивное решение спонтанное решение, принимаемое в ответ на конкретную опасность; максимум возможностей менеджера – определить ВЕРОЯТНОСТЬ успешности альтернативы
По характеру: 1.Оперативно- распорядительные решения принимаются на уровне секции 2.Хозяйственно- руководящие решения принимаются на уровне директора предприятия или министра. 3.Нормативные решения принимают центральные органы управления
По форме подготовки: 1.Единоличные решения принимает руководитель предприятия 2.Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа 3.Коллективные решения
Требования к решениям Эффективность Экономичность Своевременность Обоснованность Осуществимость
Принципы принятия управленческого решения: Принцип единоначалия Принцип единогласия Принцип большинства Принцип консенсуса
Процесс принятия управленческого решения Стадия 1. Признание необходимости решения: Восприятие и признание проблемы Интерпретация и формулирование проблемы; Определение критериев успешного решения проблемы Стадия 2. Выработка решения: Разработка вариантов решения; Оценка вариантов; Выбор варианта решения Стадия 3. Выполнение решения: Организация выполнения решения; Анализ и контроль выполнения решения; Обратная связь и корректировка
Методы принятия решений Индивидуальные; Коллективные
Личностные (индивидуальные) решения могут быть: - уравновешенными - импульсивными - инертными -рискованными -осторожными
Коллективные методы принятия решений включают: -мозговой штурм – свободное совместное генерирование идей -метод Дельфы – многотуровая процедура анкетирования -японская (кольцевая) система – письменный опрос
Количественные методы принятия решений научно-практический подход, предполагающий выбор правильного решения путем машинной обработки больших массивов информации В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают несколько видов моделирования
- линейное моделирование - динамическое программирование - вероятностные и статистические модели - теория игр - имитационные модели
Эффективные решения залог существования коммерческого предприятия
Причины невыполнения решений - Недостаточно четкая формулировка - Исполнитель плохо уяснил информацию - Отсутствие условий у исполнителя - Исполнитель не имеет внутреннего согласия с решением
3.2. Информация, виды и роль при принятии решений
Информация – новая экономическая категория ресурсов – формализованная совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, коммерческого или иного характера.
Свойства информации Объективность; Достоверность; Полнота; Точность; Актуальность; Полезность (ценность).
Классификация информации: 1. По форме отображения: визуальная; аудиальная; смешанная. 2. По качеству (степени надёжности): достоверная вероятностно-достоверная ложная 3. По сферам деятельности предприятия: экономическая; управленческая; социальная; технологическая. 4. По виду носителя: электронная, машинописная. 5. По форме представления: цифровая; буквенная; кодированная. 6. По возможности использования: необходимая; достаточная; избыточная. 7. По источнику возникновения (по пользователям): внутриорганизационная; внешняя. 8. По времени поступления: периодическая; постоянная; эпизодическая; случайная. 9. По роли в процессе управления: аналитическая; прогнозная; научная; нормативная. 10. По степени преобразования: первичная; производная; обобщенная. 11. По направлению движения входящая; исходящая.
Источники информации Внутренние источники информации: бухгалтерская и статистическая отчётность; специальные исследования; текущие наблюдения; результаты предыдущих исследований. Внешние источники информации: сотрудники организации; партнёры; посредники; бывшие служащие конкурентов; публикации в книгах, журналах, газетах, рекламных проспектах; промышленная разведка; слухи.
Этапы информационного обмена 1.Отбор информации: –Случайный, целенаправленный; –Выборочный, сплошной; –Предписанный, инициативный; –Произвольный, основанный на критериях; 2.кодирование информации – облечение в форму, понятную получателю; 3.передача информации; 4.получение, расшифровка, осмысление информации.
Человек способен запомнить –10 % того, что он прочитал –20 % того, что он услышал –30 % того, что он увидел –70 % того, что он сам сказал –80 % того, что он сам сказал и сделал –90 % того, что объяснил другому
Схема потери информации Задумано 100 % (приобре ло словесны е формы) Предел воображения Высказан о 80 % Активный языковой фильтр Услышан о 70 % Языковой барьер словарных запасов Понято 60 % Фильтр воображени я и желания Осталось в памяти Объем запоминан ия
Помехи при обмене информацией: 1.стереотипы; 2.отсутствие интереса; 3.различное понимание символов, в которых передается информация; 4.физические и психологические факторы (импульсивность, излишняя эмоциональность, усталость, слабая память, рассеянность).
3.3. Коммуникации в организации Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов обмена информацией между людьми. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми.
Классификация коммуникаций: 1. По направленности: вертикальные горизонтальные 2. По виду отправителя: формальные неформальные 3. По средствам передачи информации: вербальные невербальные 4. По виду получателя внешние внутрифирменные
Модель коммуникационного процесса Сообщение Обратная связь Идея отправителя отправитель канал получатель Идея получателя
Основные этапы коммуникации 1.Зарождение идеи 2.Кодирование сообщения и выбор канала; 3.Передача сообщения; 4.Принятие получателем; 5.Декодирование сообщения; 6.Использование; 7.Обратная связь.
Сравнительные характеристики каналов передачи информации Тип канала передачи информации Преимущества канала Недостатки канала Письменное сообщение Документированность, возможность многократного обращения к сообщению для его декодирования У отправителя нет возможности оперативно контролировать правильность приема сообщения Устное сообщение У отправителя есть возможность оперативно контролировать правильность приема сообщения Не сохраняется (без дополнительных мер); должно быть декодировано оперативно