Использование развивающего потенциала заданий ЭОР для формирования универсальных учебных действий
Развивающий потенциал ЭОР – образовательные возможности ЭОР, направленные на формирование УУД * Развивающее обучение – учащиеся не только запоминают правила и определения, но и овладевают общими понятиями и закономерностями, рациональными приемами применения знаний на практике; обучаются переносу знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Что такое УУД? Универсальные учебные действия – способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Типы развивающих задач учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний ; учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций ;
Типы развивающих задач учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества ; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации ; учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции ;
Типы развивающих задач учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии ; учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок ; учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Универсальные учебные действия: Личностные (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, выбор ценностных Ориентиров, гражданская идентичность) Коммуникативные (действия, направленные на осуществление межличностного общения)
Универсальные учебные действия: Познавательные (общеучебные действия: знаково-символические, логические действия, действия постановки и решения проблем) Регулятивные (действия, обеспечивающие учебную деятельность; самоконтроль и самооценивание)
Познавательные УУД формируются через: Приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация; аналогия и обобщение Предметные (лингвистические) понятия, межпредметные (смысловые, тематические) связи (см. гиперссылку)
Виды классификаций Классификация как дифференциация (задания на узнавание и различение языковых явлений) Классификация как группировка (распределение по заданному основанию (например, по значению)) Классификация как выбор *(см. гиперссылку)
Ресурсы ФЦИОР Задания, предполагающие анализ (*см. гиперссылку) Задания на классификацию Задания на сравнение Задания на аналогию Задания на обобщение
Внутрипредметные связи Задания, позволяющие проиллюстрировать внутрипредметные связи (синтаксис и морфология, фонетика и орфография) Возможность сформулировать дополнительные задания для учащихся на основе ЭОР * см. гиперссылку
Межпредметные связи Сочинение по картине (изо и русский язык); Сочинение на морально-этическую тему (русский язык, история, обществознание); Сочинение на основе прочитанного (русский язык, литература); Изложения и диктанты на основе литературных текстов; Тексты заданий на различные темы *см. гиперссылку
Регулятивные УУД формируются через Планирование собственной деятельности при выполнении домашних заданий, самостоятельной работы, работы в группе; на основе ЭОР, проектной и исследовательской деятельности. Проверка результатов и коррекция собственной деятельности, самооценка своего уровня знаний и умений *см. гиперссылку