Рудинская Марина Владимиров на учитель русского языка и литературы высшей категории Лицей1 г. Южно-Сахалинск 2012г.
Особенности организации современного урока с точки зрения метапредметного подхода Русский язык и история области
Подготовка к сочинению «В любом названии места скрывается тайна» Цель урока: развивать умения анализировать текст, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, строить высказывания на заданную тему.
Проведена большая подготовительная работа с учащимися по топонимике г. Южно- Сахалинска. Ребята с интересом узнавали историю названий улиц и проспектов родного города, знакомились с произведениями писателей, поэтов, журналистов, не равнодушных к истории родного края.
Ребята узнали, что на территории г. Южно-Сахалинска насчитывается более 760 улиц, переулков, проездов, скверов. Топонимы областного центра имеют следующую тематику 143 – мемориальные 69 – географически перенесенные названия 99 – учтены природные, географические и ландшафтные особенности 51 – приметные признаки флоры 73 – с учетом нахождения производственного объекта 21 – по душевому состоянию 305 – абстрактные названия
Готовясь к уроку, ребята осуществляли целенаправленный поиск информации в научной библиотеке, Интернете…
Учащиеся 9-А класса путешествуют по улицам родного города, «разгадывают» тайны, которые хранят топонимы
Экскурс в прошлое города с использованием Интернет-ресурсов
Марина Владимировна активно использует на уроке различные формы работы
Совершенствуются основные общеучебные умения : коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Ведется работа по развитию логического мышления и речи учащихся
Реализуются важные для современного урока подходы: монологический ответ, организация самостоятельной деятельности учащихся.
Коллеги отмечают отличную работу Марины Владимировны по организации современного урока с точки зрения метапредметного подхода, предлагают обобщить опыт учителя.
На уроке учитель применял различные способы развития метапредметных навыков и умений, т.е. умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения. Текст о родном крае, предложенный учащимся для комплексного анализа, не только позволял совершенствовать коммуникативные и орфографические умения учащихся, но и помогал формировать представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, стремление и способность к речевому самосовершенствованию.
Разнообразные формы работы на уроке, составленные девятиклассниками предложения, демонстрировали коммуникативные умения (владение видами речевой деятельности, развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов), и информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, работать с текстом), и организационные (умения формировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Открытый урок Марины Владимировны показал, что учитель в системе развивает метапредметные навыки и умения: у обучающихся развиты самостоятельность, наблюдательность, воображение, уровень познавательной активности высокий.
Урок, по единогласному мнению коллег, динамичен, что способствует личностному росту ученика, повышению результативности обучения.
Коллеги выражают благодарность Марине Владимировне за открытый урок и предлагают обобщить опыт учителя по развитию у обучающихся метапредметных умений и навыков.