Что такое современный урок? Требования к современному уроку.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу
А теперь покритикуем традиционный урок… Что такое «БЕСЕДА»??? Что такое фронтальный опрос…? Почему источник нового всегда учитель…? Что же надо понять… Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной … образовательной деятельности.
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать).
Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 39
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 40
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 41
Критерием развития эмоционально- образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 44
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. 45
Методические требования к современному уроку.
Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков.
Незнание принципов дидактики, недооценка и как следствие этого – несоблюдение, нарушение принципов дидактики, приводящее к ошибкам при планировании и реализации всех элементов и частей учебной деятельности на уроках.
Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока.
Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно - обобщающий урок Традиционный урок 4
Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки – близнецы в разных классах, невозможность опереться на возможности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения, необоснованность дифференциации в обучении..
Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ.
Перегруженность содержания учебного материала ( приводящая к невозможности усвоить все изложенное на уроке, к переутомлению), потеря сути за деталями, за обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника, отношение к ребенку как к безразмерной емкости, которую нужно максимально заполнить. Главный принцип отбора материала: чем больший объем знаний дать детям – тем, якобы, лучше.
Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или неосознанное формирование человека знающего.
Урок даёт учитель! Как помочь учителю расти? Кто это может сделать? Что может помочь учителю современно преподавать? УЧИТЬСЯ САМОМУ! Учитель способный учиться, а не только учить способен стать современным учителем. Жизнь заставляет это делать!
Чему учиться учителю? ( По М.М.Поташнику) Расширению кругозора и развитию интеллекта, Формированию мировоззренческой культуры, Совершенствованию дидактической подготовки, -»- -»- психологической подготовки, -»- -»- дефектологической подготовки, Подготовке к использованию ИКТ, Интернета, -»- по пед. технике, ораторству, актёрскому мастерству, -»- специально-методической подготовке, Валеологической, медицинской, экологической, экономике, праву
Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной он рвётся в высь; Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв. 53