Обобщение опыта учителя истории Кукушкиной Н.С. по теме «Развитие исследовательских умений учащихся через проектную деятельность на уроках истории»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Advertisements

МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Модель организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «Лицей 1» г. Оренбург.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Колшевская муниципальная средняя общеобразовательная школа.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Карчинская Мария Станиславовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ 7 п. Корзуново.
МОУ средняя общеобразовательная школа 3 г. Навашино Кружок ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ 2010г.
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. Автор: Старший воспитатель ГБДОУ 103-Петроченко Г.М.
Возвращение к истокам Предметная область: Участники (возраст, класс): Цели и задачи: Информационные технологии: Ключевые слова: Автор: История, краеведение,
Учитель химии МОУ « Гимназия 150» Богданова С. А..
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Система работы учителя-предметника по созданию условий для творческой самореализации школьников посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Транксрипт:

Обобщение опыта учителя истории Кукушкиной Н.С. по теме «Развитие исследовательских умений учащихся через проектную деятельность на уроках истории»

Условия возникновения опыта МОУ СОШ9-региональная экспериментальная площадка по проблеме «Формирование культуры школы и ее влияние на всех участников образовательного процесса» Задача- разработать и апробировать формы и методы исследовательской (проектной) деятельности учащихся

Участники Учащиеся 5-10-х классов Классные руководители Учителя-предметник (в межпредметных проектах) Школьный психолог

Актуальность Поиск новых путей повышения качества знаний и мотивации обучения проектирование Умение добывать и применять знания Формирование коммуникативной компетентности Развитие самоконтроля и самооценки

Противоречия Социокультурная среда образовательного учреждения Необходимость социализации в условиях быстроменяющегося окружающего мира Единый план и режим общеобразовательной школы Стремление личности к творчеству, оригинальности, самовыражению Предметное образование Целостный реальный мир

Ведущая педагогическая идея Проектирование создает условия для сотрудничества педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия

Теоретическая база опыта Харьков В.Н. «Педагогическая импровизация: теория и методика» Сельвестрова Е.Н. «От школы знания к к школе созидания» Чечель И.Д. «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе» Чечель И.Д. «Исследовательская деятельность в школе: опыт,поиски,решения»

Виды проектов По преобладающему методу По содержанию исследовательскиймонопредметный творческиймежпредметный ознакомительныйнадпредметный

Новизна опыта Эксперимент Рационализация с учетом конкретных условий и участников

Технология опыта ЭтапыДеятельно сть учащихся Деятельно сть учителя Результат подготовка Выбор рабочей группы Мотивация -Хочу работать с друзьями -хорошо знаю эту тему -хочу узнать что-то новое Выделение учебных часов во втором полугодии на проект, проведение консультаций Образование 5 текущих проектов

Планирова ние Определение источников информации Помощь в анализе проблемы и в постановке задач Выработка форм защиты проектов - Принятие решений «мозговой штурм» Наблюдение консультации Распределение функций в команде -автор- составитель литературного текста -редактор -наборщик текста(на компьютере) -ведущий массового материала

Выполнение проекта Проведение исследования Оформление проекта Наблюдение Консультации по просьбе Выполнение 5 текущих проектов Защита проекта Представление проектов Объяснение полученных результатов Участие в просмотре защиты проектов Защита -рефераты -ученический урок -газета -взаимопрони кающие доклады -путешествие по страницам истории Оценка результатов Обсуждают проект,дают самооценку и взаимооценку Направлят процесс анализа Участвует в оценке Проведение тестирования и анкетирования

Итоговое анкетирование учащихся по результатам текущего проекта 1.Оцени степень твоей активности В начале проекта________(15%) По окончании_______(98%) 2.Выдели самый трудный этап в работе -выбор темы (-) -распределение обязанностей в группе (2%) -работа с литературой (50%) -оформление наглядности (-) -защита проекта (30%) -анализ проделанной работы (18%) 3.Что нового ты узнал ичему научился в ходе проектирования 4.Как ты оцениваешь роль учителя в ходе выполнения работы 5.Чтобы ты изменил в своем проекте, если бы представились такая возможность (76%) нет

Протокол текущего проектирования ТемаВид защитыУдачиНеудачи Россия в Первой мировой войне Ученический урок1.Прослеживаются этапы урока 2.Работа с картой 3.тестирование 1.Опора на конспект 2.Затруднение при общении с классом Проблема цивилизационного выбора после падения самодержавия рефератыПостановка проблемного вопроса перед слушателями Выступления связаны единой целью Малочисленность источников Отсутствие анализа материала Октябрь 1917г.: исторические оценки Взаимопроникающие доклады Владение материалом Многочисленность источников 5 точек зрения Хорошая наглядность Не сумели выработать свою точку зрения по проблеме Политические аспекты гражданской войны газетаОформление газеты и материалов для работы с ней Распечатка для каждого ученика Не все члены группы участвовали в защите проекта От россии к СССР:исторические традиции и новые реалии Путешествие по страницам истории Наглядность.краеведение,музыкально е сопровождение, проведение викторины по теме Не все участники группы свободно излагают материал нет

Взаимооценка учащимися проектирования ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ОКТЯБРЬ 1917ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ СССР В 20-е ГОДЫ Какие вопросы раскрыты хорошо? все Многие, но трудный научный текст Раскрыты хорошо, только очень кратко наглядность Плохо выполнены схемы Хорошая(схема. Сценка) хорошаяПредставлены таблицы, музыка Владение материалом рассказ с обращением к тексту хорошееЛучше в виде рассказа хорошее Какие вопросы раскрыты плохо? нет Что нового ты узнал на уроке? Новые факты и подробности войны Взгляд обычных людей на происходящее Новые фактыКраеведческие вопросы Понравилась или нет пректирование да Нет. т.к. мало времени на чтение Да. т.к. проведена игра да Чье выступление понравилось ? Николаев К. Давыдовский А. Князева О. Поликанова Ю. -всех нет

Разработаны и апробированы - исторические справочники и путеводители ( «Русские княжества в XII- XIIIвв) - составление картосхем («Восточные славяне и их соседи», «Греко- персидские войны») -заочные путешествия и экскурсии ( «Средневековый город», «Олимпийские игры», « В средневековом замке», «Экскурсия в далекое прошлое») -иллюстрированные альманахи ( «Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности») - ролевые игры ( «Жизнь и быт крестьян в средневековой деревне», «Судебная реформа 1864г.») - историческая реклама ( « Технические изобретения XIXвека») - компьютерные презентации ( составление банка ученических презентаций 8-11 классов)

Межпредметные История и информатика ( «Проблема феодальной раздробленности: благо или зло?» представлялся на Всероссийской конференции по воспитательной работе, «Древнерусский город») История, литература, информатика («Время Смуты в истории России, отражение в художественной литературе и искусстве», представлен на областном семинаре-практикуме заместителей директоров, «Русская культура в период феодальной раздробленности»)

Надпредметные «История литературно- краеведческого объединения «Истоки»» (призер городской краеведческой конференции «С любовью к Отечеству») « Ковровский комсомол хгодов XXвека» «История ковровского аэроклуба» (победители городских краеведческих конференций).

Результативность. Методы. наблюдение анкетирование тестирование

Отслеживалось 1.Знания детей о формах исследовательской работы и их отношение к ним. 1.Знания детей о формах исследовательской работы и их отношение к ним. 2.количество участников проектирования 2.количество участников проектирования 3.развитие логического мышления,навыков сравнения и анализа 3.развитие логического мышления,навыков сравнения и анализа 4.психологические аспекты проектирования 4.психологические аспекты проектирования 5.соотношение индивидуальных и групповых форм работы 5.соотношение индивидуальных и групповых форм работы

Адресная направленность На уроках истории В работе кружков и факультативов При подготовке к экзаменам При проведении классных и школьных мероприятий

Знания о формах исследовательской работы Вопросы по данной теме были включены в анкеты, проводимые в начале и в конце учебного года. В диаграммах представлена динамика роста знаний учащихся 5-х классов о формах работы. Анализ анкет показывает, что в начале года подавляющее число учеников было знакомо только с тремя видами работ(пересказ, ответы на вопросы, доклад), в четвертой четверти все учащиеся справляли с простыми формами, знание 6-7 форм увеличилось до 50%.

Количество участников Анализ статистических данных показывает увеличение количества участников проектной деятельности по всем параллелям за последние три года.

Развитие исследовательских навыков Через систему контрольных работ, тестов, индивидуальных карточек отслеживалась сформированность ЗУНов при указанных формах работы. Каждую четверть анализировался рост уровня проблемной деятельности учащихся. Статистический анализ сформированности умений учащихся 9-х классов за учебный год.

Психологические аспекты -уровень интеллекта (ГИТ групповой интеллектуальной работы) -уровень интеллекта (ГИТ групповой интеллектуальной работы) -познавательные процессы (корректурная проба) -логическая и механическая память ( из сборника Богданова А.К. «Развитие познавательных процессов) -логическая и механическая память ( из сборника Богданова А.К. «Развитие познавательных процессов) -волевая регуляция (Битянов Н.С. «Работа психолога в начальной школе») -волевая регуляция (Битянов Н.С. «Работа психолога в начальной школе») -мотивационная направленность (рисуночный тест) -мотивационная направленность (рисуночный тест)

Уровень интеллекта КлассВысокий уровень нормаНиже нормынизкий 5а9 чел. - 5б6 чел.10 чел.6 чел.2 чел. 5в2 чел.10 чел.9 чел.-

Уровень волевой регуляции классвысокийСреднийнизкий 5а5 чел.15 чел.4 чел. 5б5 чел.6 чел.12 чел. 5в5 чел.6 чел.12 чел.

Мотивационная направленность классучебнаявнешняяигровая 5а168- 5б9112 5в1014-

Развитие памяти класс5а5б5в Логическая память Высокий уровень-218 Средний уровень-2- Низкий уровень111 Механическая память Высокий уровень1743 Низкий уровень8191 Средний уровень312

Формы работы Предлагались варианты заданий и карточек, требующих разной формы работы. В результате наблюдений и подсчета выбранных форм ( можно сделать вывод, что возрастает интерес к групповым формам работы с 5 по 10 класс).