Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование инновационных форм работы с детьми»
Основные черты личностно - ориентированного обучения Основные черты личностно - ориентированного обучения - ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечивает комфортные, бесконфликтные условия её развития, способствует реализации её природного потенциала; - характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я» - концепции.
Особенности личностно- ориентированного обучения Особенности личностно- ориентированного обучения Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
«Чему» и «как» учить в условиях личностно- ориентированного обучения? «Чему» и «как» учить в условиях личностно- ориентированного обучения? содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель; обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплин; обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплин; достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода; достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода; активно используется положительная стимуляция учения. активно используется положительная стимуляция учения.
Позиция педагога оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим с помощью адекватных средств; оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим с помощью адекватных средств; отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность; отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность; опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию. опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Социальная направленность личностно - ориентированного обучения Содержание личностно - ориентированного образования Содержание личностно - ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. собственного «Я» и научиться управлять им.
Основные требования к уроку использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся; использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии анализа деятельности учителя на уроке в условиях личностно- ориентированного обучения Критерии анализа деятельности учителя на уроке в условиях личностно- ориентированного обучения наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по- другому; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по- другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Система ведущих учебных умений Система ведущих учебных умений С учетом тематического содержания урока: Интеллектуальные Интеллектуальные Исследовательские Исследовательские Оргдеятельностные Оргдеятельностные Информационные Информационные Коммуникативные Коммуникативные Рефлексивные Рефлексивные Личностно-значимые Личностно-значимые С учетом типа и назначения урока: Иметь представление Иметь представление Понимать содержание Понимать содержание Ориентироваться в причинно- следственных связях Ориентироваться в причинно- следственных связях Выявлять закономерности Выявлять закономерности Применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях Применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях Воспроизводить полученные знания Воспроизводить полученные знания Анализировать и систематизировать учебный материал Анализировать и систематизировать учебный материал Делать обобщения и т.д. Делать обобщения и т.д.