Современный урок
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
Этапы организации современного урока: 1. Начало подготовки к уроку 2. Определение целей урока 3. Уточнение типа урока. 4. Уточнение вида урока 5. Выбор методов и приёмов. 6. Планирование учебного материала урока.
1. Начало подготовки к уроку - Чётко определить для себя и сформулировать его тему; - Определить место темы в учебном курсе; - Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем; - Продумать оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока.
Начало урока Доброжелательный настрой учителя и учащихся Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Определение отсутствующих.
Начните урок
Как проверить домашнее задание?
Проверка домашнего задания. 1. Тестовые задания. 2. Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям. 3. Постановка дополнительных вопросов. 4. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски. 5. Вызов к доске нескольких учащихся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 6. Разноуровневые самостоятельные работы.
Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда. Марк Твен
Определение целей урока ОбучающихОбучающих РазвивающихРазвивающих ВоспитывающихВоспитывающих
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы знаний. Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обобщить и систематизировать знания ; Обобщить и систематизировать знания ; Отработать навыки ; Отработать навыки ; Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов). Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Воспитание патриотизма; Воспитание гуманности; Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления); познавательных умений; общетрудовых и технических умений; воли; самостоятельности.
Методы и приемы задания цели урока
1. Объяснение учащимся целей урока и одновременное сообщением темы. 2. Сообщение цели в виде проблемного задания. 3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4. Ассоциативный ряд. 5. Использование результатов предварительного социологического опроса. 6. Постановка целей по изучению явлений, процессов.
7. Постановка целей через показ конечных результатов. 8. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. 9. Устный счет, математический диктант. 10. Метод целесообразных задач. 11. Мозговая атака. 12. Постановка привлекательной цели.
Типы уроков
Уточнение типа урока. Урок изучения нового материала; Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; Урок формирования умений и навыков; Урок повторения; Урок проверки знаний; Урок применения знаний, умений и навыков; Повторительно-обобщающий урок; Комбинированный урок.
Виды (формы) уроков
Урок- лекция; урок-беседа; кино-урок; Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.); Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок лабораторных работ; Урок практических работ; Конкурс знаний, умений и творчества Уточнение вида урока
Урок - экскурсия; Урок - семинар; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Устный опрос; Письменный опрос; Контрольная работа; Зачет. Уточнение вида урока Урок - поиск; Проектный урок ; Урок без учителя ; Урок взаимообучения ; Урок пресс-конференция ; Проблемно-обучающий зачет.
Выбор методов и приёмов. Репродуктивный(воспроизводящий) лекция, рассказ, беседа, наблюдение, диалог. Программированный (частично-поисковый) пресс-конференция, работа с книгой, сюжетно-ролевая игра Проблемный(исследовательский) диагностика, проведение опыта, решение задач, практикум, анализ текстов, конструирование, сборка схем Проектный (творческий) проект, чертеж, рисунок, мое открытие, реферат
Спланировать учебный материал урока Подобрать по теме литературу. Подобрать учебные задания. Подготовить оборудование, необходимое к уроку. Продумать изюминку урока. Продумать контроль за деятельностью учащихся. Продумать все этапы и их место в структуре урока.
Продумать изюминку урока интересный факт; неожиданное открытие; красивый опыт; нестандартный подход к уже известному.
Контроль за деятельностью учащихся на уроке. Что контролировать; Как контролировать; Как использовать результаты контроля.
Формы организации учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности на уроке Фронтальная работа преподавателя с группой Индивидуальная работа Коллективная работа Групповая, парная работа Дифференцированная работа Совместно – распределительная работа Дидактическая игра Ролевая игра Метод диалогических сочетаний.
Основные этапы современного урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 4. Постановка целей занятия перед учащимися. 5. Организация усвоения исходных данных. 6. Первичная проверка понимания.
Основные этапы современного урока 7. Организация усвоения способов деятельности 8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности. 9. Обобщение изучаемого на уроке. 10. Контроль за результатами учебной деятельности. 11. Домашнее задание к следующему уроку. 12. Подведение итогов.
Контроль за результатами учебной деятельности. Фактологический диктант Графический диктант Тест Щадящий опрос (друг другу) Выборочный контроль Зачет Блиц контрольная Дифференцированная контрольная
Домашнее задание 3 уровня: обязательный, тренировочный, творческое задание Задание массивом Особое задание
Какое задать домашнее задание?
I. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников; II. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось на занятии при измененных параметрах; 6) Подборка дополнительного материала по теме;
III.К урокам обучения применять знания 1) Практические работы ; 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с меж предметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками; IV. К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач;
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе учителя» (Дональд Д. Куинн).