Современные проблемы интегрированного (инклюзивного)образования детей с ОВЗ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
Advertisements

Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы.
«Специальные требования в ФГОС ООО для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» М.М.Панасенкова, и.о.проректора.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Транксрипт:

Современные проблемы интегрированного (инклюзивного)образования детей с ОВЗ

интегрированное и инклюзивное образование как международное понятие Всеобщая декларация о правах человека: «Каждый человек имеет право на образование»; Конвенции о правах ребенка 1989 г. В статье 23 признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Статья 29 о целях образования утверждает, что развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечить развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме.

Стандартные правила ООН о равном доступе инвалидов к образованию, но и о равном доступе к системе общего образования ; принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования, для детей имеющих инвалидность в интегрированных структурах ; Ответственность за образование детей с ОВЗ и детей инвалидов в массовых школах несут органы, отвечающие за общее образование. для обеспечения детям с ОВЗ и детям инвалидам возможности образования в обычной школе необходима четко сформулированная политика на разных уровнях;

Декларация ЮНЕСКО (г.Саламанка) «Руководящий принцип … заключается в том, что обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности» и создавать им условия на основе педагогических методов ориентированных, в первую очередь, на потребности детей».

Законодательство РФ Конституция РФ (с.43); Закон об образовании: дети-инвалиды могут получать начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учебных заведениях, в специальных классах, созданных в обычных или специальных учебных заведениях, на дому в семье; устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся ; гарантирует возможность получения образования независимо от возраста, состояния здоровья, пола, расы, национальности, языка, происхождения и др.

Недостатки законодательной базы на федеральном уровне В Законе об образовании отсутствует механизм создания специальных условий для обучения в обычной школе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Отсутствует закон о специальном образовании.

Контингент обучающихся с ОВЗ - с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; - с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; - с нарушениями речи (ФФН, ОНР); - с тяжелыми нарушениями речи; - с нарушениями опорно-двигательного аппарата (отсутствие доступной среды в СОШ); - с задержкой психического развития; - с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной); - с нарушениями аутистического спектра (попадают в классы для умственно отсталых школьников)

Недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением; нарушение социальной адаптации.

Варианты и модели обучения: Специальный (коррекционный) класс соответствующего вида. Включение (инклюзия) ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс Модели обучения: Постоянная полная интеграция Постоянная неполная интеграция Постоянная частичная интеграция

Диагностика и мониторинг успешности обучения Образовательный маршрут определяется решением региональной или муниципальной ПМПК (комиссии). Пути реализации образовательного маршрута и успешность его освоения отслеживается ПМПк (консилиумом) учреждения.

Педагогические и организационные условия: Реализация современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих в соответствии с образовательным маршрутом). Наличие материально-технической базы (оборудования, приспособлений, учебников и учебных пособий), соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности. Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции. Кадровое обеспечение: проведение коррекционно-педагогического процесса педагогами – дефектологами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами. Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. Наличие соответствующей нормативной базы(лицензия учреждения на реализацию соответствующих услуг)

Школьный уровень Обеспечение и реализация педагогических и организационных условий; Организация методической работы с педагогами общего образования. Разработка нормативных документов школьного уровня, регламентирующих деятельность отдельных классов и служб.

Муниципальный уровень Финансирование учреждений в соответствии с принятыми нормативами и утвержденными учебными планами. Обеспечение оборудованием и учебными пособиями. Обеспечение методической работы в рамках методических кабинетов.

Региональный уровень Разработка концепции развития интегрированного образования (или специального образования) в регионе. Разработка региональной нормативно-правовой базы. Создание интегративной вертикали. Создание многовариативной структуры специального (коррекционного) образования. Организация на базе специальных (коррекционных) учреждений учебно-методических (ресурсных) центров. Организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки, высшего о

Участники: Педагоги –дефектологи; Учителя-логопеды; Педагоги начальной школы; Педагоги дополнительного образования. Специальные психологи и др.

Дети группы риска - соматически ослабленные: частоболеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания; - психологически неготовые к школьному обучению; - с нарушением речи (Нерезко выраженные расстройства); - социально запущенные; - с низкими адаптационными возможностями и др.

Психологические особенности этой категории: Не имеют выраженных отклонений в развитии; интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; импульсивность; гиперактивность: низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; трудности регуляции и планирования собственной деятельности; проявления девиаций в поведении

Варианты и модели обучения: Классы компенсирующего обучения (ККО). Постоянная полная интеграция Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в рамках совместного обучения в общем классе

Диагностика и мониторинг успешности обучения Выявляются и комплектуются на основе изучения особенностей обучения и поведения педагогами и специалистами школы и решений ПМПк (консилиума) школы. Возможно комплектование классов ККО на основе решения муниципальной ПМПК (комиссии).

Педагогические и организационные условия Создание условий по охране и укреплению здоровья детей группы риска (режим работы, соблюдение рекомендаций врачей, дозировка нагрузки и проч). Формирование мотивационной готовности к обучению. Развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь и др.). Развитие и совершенствование процессов произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия. Совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы: эмоционально- волевой зрелости, самооценки, социально приемлемых форм поведения. Коррекция детско-родительских отношений. Формирование адекватных форм взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый». Реализация индивидуального подхода в процессе обучения: дозирование нагрузки, способ подачи материала, использование алгоритмов выполнения заданий, выявление интересов учащихся и их учет в процессе обучения; индивидуализированная качественно-количественная оценка результатов деятельности ребенка и проч.

Школьный уровень Организация методической работы в школе. Взаимосвязь с лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями, занимающимися профилактикой и воспитанием детей с девиантным поведением. Организация образовательной среды. Организация системы дополнительного образования учащихся. Организация и совместная работа с родительскими общественными организациями.

Муниципальный уровень Методическая работа по повышению квалификации педагогов общего и дополнительного образования. Обобщение и распространение лучшего опыта учреждений. Организация взаимодействия учреждений, относящихся к разным ведомствам (образования, медицины, органов внутренних дел, общественных организаций, волонтерское движение и проч.).

Региональный уровень Нормативно-правовое и финансовое обеспечение.

Участники: Педагоги –дефектологи; учителя- логопеды; Педагоги начальной школы; учителя основной и средней школы: Педагоги дополнительного образования. Специальные психологи и др.

Актуальные проблемы : – Необходимость создания и совершенствования нормативно-правовой базы; – Использование наиболее рациональных моделей интеграции с учетом возможностей детей с ОВЗ; – Необоснованное сокращение или изменение обязательных компонентов регионального учебного плана для обучающихся VII и VIII видов; – Отсутствие организационных условий обучения при реализации модели полной постоянной инклюзии (гибкого расписания, наличие индивидуальных учебных планов, условий для проведения индивидуальных коррекционных занятий); – Низкий уровень подготовленности педагогических кадров; – Отсутствие в штатных расписаниях педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов; – Недостаточная обеспеченность программами школьного компонента учебного плана; – Недостаточность и бедность программно-методического обеспечения; – Трудности организации деятельности службы психолого-педагогического сопровождения; – Недостаточность работы по формированию благоприятной комфортной среды для всех участников образовательного процесса; – Низкий уровень толерантности участников образовательного процесса.