Требования к современному уроку истории. «Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем лю- бой спектакль…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку. «Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем лю- бой спектакль…
Advertisements

Семинар Дидактические требования к современному уроку Автор: заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ 3» г.Касимова Рязанской обл. С.В.Толмачева.
Современный урок: каков он? Педагогический совет.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Требования к современному уроку. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
ФГОС в начальной школе: требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

Требования к современному уроку истории

«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем лю- бой спектакль… В педагогике не принято говорить о драма- тургии урока, а жаль: в хоро- шем уроке есть завязка, куль- минация, развязка, текст и подтекст» С.Л. Соловейчик

Урок как форма организационной работы сущес- твует с 17 века

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

В чем же причина этого, почему школа, долгое время успешно выполнявшая возложенные на нее задачи, оказалась в такой ситуации? Дело в том, что школа пока не готова предоставить ученику образование соответствующее динамичным изменениям в социуме, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Появляются новые требования как к человеку, так и к образованию, Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь». «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки- тренинги и т.д. Но можно ли говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие возможности потенциально присущи этой форме обучения и насколько они реализуются учителями.

Достижение цели обеспечивается рациональным применением методов обучения (по выбору учителя). Все перечисленные выше характеристики урока не потеряли своей актуальности и при обучении в информационно- образовательной среде. Однако он приобрел и новые черты. Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, рефлексивных умений.

Как уже неоднократно говорилось, только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция обеспечивают эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.

Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК- технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока. Как показывает практика, целесообразно, чтобы на уроке, где читает в режиме он-лайн лекцию известный ученый или выступает общественный деятель, непосредственно в классной комнате присутствовал учитель- предметник. Это позволяет поддерживать темп урока, оказывать необходимую помощь ученикам, удерживая их внимание и интерес.

Использование интерактивных технологий, благодаря которым появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся, обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся, а также привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей. Например, проведение видеоконференции позволяет обеспечить непосредственный диалог учащихся со специалистами.

На уроках в информационно-образовательной среде есть возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом. Учащиеся получают доступ к ресурсам высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Работа в информационно-образовательной среде на уроках занимает все большее место в деятельности школы. Учителя- предметники используют электронные учебники, которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведен контроль.

Появляется возможность включать актуальные, постоянно обновляемые данные в содержание урока, организовать самоподготовку учеников, подготовку к ЕГЭ, проектную деятельность школьников. Живые, интересные наглядные уроки развивают интерес к предмету и познавательную активность учащихся, позволяют организовать обучение по индивидуальной образовательной траектории.

Для учащихся это возможность знакомиться с материалами урока в произвольном темпе, расширять свои знания, используя энциклопедические данные и электронный образовательный контент как в самостоятельной работе, так и в дополнительном образовании, проверять свои знания в системе тестов, формировать и сопровождать свое электронное портфолио.

Чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Все согласятся, что главные действующие лица на уроке - это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.

Социализация – это процесс воздействия общества на личность, в результате которого она приобретает знания, умения, социальный опыт, усваивает новые социальные роли.

Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля, оценки и коррекции знаний ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ

Основные компоненты современного урока Организационный Целевой Мотивационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно-оценочный Аналитический

Требования к структуре урока.

Необходимо: -правильно определить дидакти- ческие и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; -определить тип урока, проду- мать и обосновать его струк- туру; -связать этот урок с предыду- щими и последующими уроками;

- отобрать и применить опти- мальные сочетания методов изучения нового материала; -обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося; -продумать систему повторения и закрепления изученного материала; -найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока

-обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; -начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирова- ния системы уроков по данной теме; -своевременно подготовить к каждому уроку демонстрацион- ный и дидактический материал, технические средства обучения;

-обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по дан- ной теме; -создать возможность для уча- щихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения.

-урок должен быть воспитываю- щим; -обязательно выполнять требо- вания, вытекающие из основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, проч- ность знаний, учёт индивидуаль- ных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;

-процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умо- заключениями учащихся и учите- ля, доказательным; -в процессе учения надо воспи- тывать аккуратность, терпели- вость, упорство в достижении цели, умение вести себя в кол- лективе и т. д.

Требования к технике проведения урока.

-урок должен быть эмоциональ- ным, вызывать интерес к уче- нию, воспитывать потребность в знаниях; -темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершён- ными; -необходим полный контроль во взаимодействии учителя и уча- щихся на уроке, педагогический такт;

-создать атмосферу доброжела- тельности и активного творчес- кого труда; -менять по возможности виды деятельности учащихся, опти- мально сочетать разнообразные методы обучения; -обеспечить соблюдение единого орфографического режима, приня- того в школе; -управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока ак- тивно работают учащиеся.

Источники воспитательного воздействия на уроке 1.Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение, мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла); 2.Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония; 3.Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций; 4.Через личность самого учителя (в наибольшей степени).