«Пословицы и поговорки на современный лад» Работу выполнили ученики 9-х классов МБОУ СОШ 2 гор. Гвардейска Бойко Валерий, Ёлкина Татьяна, Подшумляк Петр
Пословицы и поговорки – распространенный и очень важный жанр устного народного творчества. Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и вошедшие в разговорную речь. В.И.Даль, знаток пословиц, составитель знаменитого сборника «Пословицы русского народа», дал им такое определение : «Пословица, - писал он,- коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми»..
Я к тебе голублюсь, а ты от меня тетеришься.
Гусь свинье не товарищ.
Дыма без огня не бывает.
Кто пораньше встает, тот грибки себе берет, а сонливый да ленивый идет в поле за крапивой.
Если б да кабы во рту росли грибы тогда бы был не рот, а полный огород.
Два соловья на одной ветке не поют.
Где тонко, там и рвётся.
Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершенностью умозаключения. Основным отличием пословицы от поговорки считается переносный смысл, которым обладает пословица, и отсутствие его у поговорки.
Пословицы и поговорки отличаются разной степенью мотивированности. С этой точки зрения можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц и поговорок.
К первому типу относятся пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Соответствующие пословицы сближаются с фразеологизмами. Сюда можно отнести фразеологизмы типа: «Быть бычку на веревочке»; «Перемелется - мука будет»; «Горбатого могила исправит»; «Своя рубашка ближе к телу»; «Ворон ворону глаз не выклюет» и т.п.
Игра не стоит свеч.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бабушка надвое сказала.
Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Аппетит приходит во время еды» и т.п.
Кашу маслом не испортишь.
Лежачего не бьют.
Третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся поговорки: «Бедность не порок»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание - знак согласия»; «Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую»; «Старый друг лучше новых двух» и т.д.
Коса - девичья краса.
Век живи, век учись.
Ход истории меняет человека и его отношение к окружающей действительности. «Новый человек» по- новому смотрит и на смысл, заложенный в пословицы и поговорки, видоизменяя их. По мнению некоторых ученых, «пословицы перерождаются в антипословицы». Антипословицы – переделки традиционных пословиц – представляют собой интересное явление. Это тексты, в которых переплетаются элементы традиционных пословиц, лозунгов, рекламы, в том числе и политической. В них, в частности, отражается и подвергается оценке недавнее прошлое и современные реалии. Старая и легко узнаваемая пословица актуализируется, например, когда в ее состав вводятся имена политических деятелей последней эпохи или термины, вошедшие в нашу речь с появлением таких понятий, как интернет и компьютер.
Но чем хороши антипословицы? Прежде мы не знали частотности пословиц. А в переделках они фиксируются кустами, выхватывая главные блоки нашей жизни. Например, пословица «Чем дальше в лес, тем больше дров» имеет более 50-ти современных вариантов: «Чем больше дров, тем меньше лес», «Чем дальше в лес, тем ближе вылез», … Антипословицы - это языковая игра, шутка, которая помогает утешаться в трудной жизни.
Ученье - свет, а неученье - приятная полутьма. Ученье-свет, а неученых - тьма.
Не в деньгах счастье, а в их количестве.
Кто первый встал, того и тапочки.
В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
Hе имей сто процентов, А имей сто клиентов. Hе имей сто рублей, А имей сто долларов.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.
Не смотри на потолок, там ответов нет.
Если с первого раза у вас ничего не получилось - парашютный спорт не для вас...
Одна голова - хорошо, а две - некрасиво.
Hе тот богат, кто цены накручивает, А тот, кто сделки прокручивает.
Губа не дура - дура не губа!
Если дым стелется по земле - вернитесь и выключите утюг, если поднимается столбом - можете уже не возвращаться.
Хорошее море - Мертвое море.
Хоть и пес, лишь бы яйца нес.
«В России не только на каждый яд ученые находят противоядие. У нас на каждую пословицу народ обязательно придумает антипословицу…» Вера Сергиенко. («От сумы да от жены…») Основная причина возникновения антипословиц - стремление уйти от монотонности повседневного бытия, разнообразить его с помощью шутки, юмора и смеха.
Однако, характерной чертой любого времени можно назвать не только появление новых пословиц и поговорок, но и новый (современный) взгляд на ранее известные.
Эта ворона нам не оборона.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Как снег на голову.
Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем!
В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. И, даже несмотря на сарказм или злую иронию современных пословиц, мы можем увидеть в них культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости.
Источники информации: «Проблемы паремиологических трансформаций современных пословиц и антипословиц»
Спасибо за внимание!