планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.
Статистическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Динамическая пара – объединяются для работы учащиеся, сидящие за соседними партами. Вариационная пара – вид коллективного обучения, сочетающего в себе индивидуальную работу (работа с карточками) и работу четверки.
учитель взаимооценка самооценка
- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, непринимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе; - состав пар\групп должен меняться; - наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню обобщения (высокий и средний, средний и низкий); - эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. - учить детей регулировать уровень шума.
- слушай внимательно партнера по общению; - переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял; - отмечай прежде всего положительное; - уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение; - старайся работать хорошо; - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом; - результатом работы пары/группы является ваше общее мнение; - помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности; - поблагодари партнера за работу.
- как каждый ученик работал в группе; - кто внес наибольший вклад; - почему в какой-то группе было трудно работать; - соблюдались ли правила групповой работы; - как сумели прийти к общему мнению.
нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности; необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога.
- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; - уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке); - снижается школьная тревожность; - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплоченность класса; - меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; - растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; - дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей; - учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы _________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо: 1)____________________ 2) ____________________ 3) ____________________