Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Advertisements

Как оптимизировать подготовку выпускников к части «С» ЕГЭ? изучить критерии оценивания работы; начать подготовку с «нуля»; исключить психологический барьер.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Словарь терминов, используемых на ЕГЭ при написании части С Словарь терминов, используемых на ЕГЭ при написании части С Аргумент довод, основание, суждение.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. Часть С Елфимова Л.В. Учитель МБОУ Рощинская сош 17 Курагинский район, Красноярский край.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Транксрипт:

Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ

Требования к его содержательной части помогают выстроить композицию сочинения: сформулировать проблему, поднятую автором текста, прокомментировать её, выявить авторскую позицию, согласиться или не согласиться с ней, приведя в качестве доказательства своего мнения ДВА аргумента. Композиция сочинения

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Исходя из вышесказанного, композиция сочинения должна быть примерно следующей: Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме. Аргументация собственного мнения по проблеме: 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. Заключение !!! Согласно этому плану должно быть как минимум пять абзацев, а если выделять отдельными абзацами пункты аргументации собственного мнения, то и больше. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5

Аргумент довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать т.е. приводить доказательства, аргументы. Исходный текст текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому Комментарий проблемы толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста Коммуникативный замысел попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения). Мнение собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения. изучения, разрешения. Проблема исходного текста основной вопрос, поставленный в тексте, требующий Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько. Проблематика совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора Позиция автора отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы). Фоновый материал Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты, примеры из собственной жизни и т.д.). Фактологическая точность Фактологическая точность - отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. Формально заявленное мнение Формально заявленное мнение бездоказательное мнение («Я согласен / не согласен с автором»). Формулировка проблем исходного текста Формулировка проблем исходного текста определение основных вопросов, поставленных автором в тексте. Этика Этика учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность Корректность вежливость, тактичность, учтивость. Этически корректно сформулировать своё мнение Этически корректно сформулировать своё мнение т.е. деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться ). Этически некорректно сформулировать своё мнение Этически некорректно сформулировать своё мнение т.е. выразить его неделикатно, в грубой форме.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Категории (виды) проблем: философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.

Формулировка проблем исходного текста каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей- либо биографии и т.п. это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

С помощью клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. 2) С помощью риторического вопроса, например: Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) Или: Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в... Формулировка в виде вопроса Формулировка в виде вопроса даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно (прочитав текст, я задумался над вопросом…) 3) Может помочь и такая фраза: Проблема, обозначенная таким- то автором, заключается в следующем: … 4) Можно указать предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. Проблему можно обозначить

Комментарий к проблеме исходного текста Что значит «прокомментировать» проблему? Необходимо ответить на вопросы: - Насколько актуально то, о чём пишет автор? - Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? - По возможности коснуться истории вопроса. - Постараться передать содержание текста, но помнить, что это не изложение, а сочинение, поэтому постараться передать идеи автора своими словами; можно использовать отдельные цитаты, но не увлекаться ими.

1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...» 2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте». Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.) Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, необходимо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь приходит хорошее знание изобразительно- выразительных средств речи, так как именно через их анализ можно определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Клише: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Клише, используемые при комментариях авторской позиции :

Как аргументировать свою позицию? В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения Цель аргументации убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).

Тезис Тезис это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы Аргументы это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументация собственного мнения Жизненный опыт реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно- исторический опыт Приводя аргументы из жизни окружающих, можно написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством). Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами: Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни: ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература Читательский опыт

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище… Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Действительно, каждый _________________________ так как, во –первых,_____________________________ Во-вторых,___________________________________________ И наконец,__________________________________________________. Таким образом,____________________________________ При работе с той частью сочинения, в которой необходимо приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой: Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. Можно воспользоваться и такими выражениями: NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса.