Городской семинар – тренинг Для учителей биологии «Алгоритмический подход в систематизации знаний и творческой активности учащихся» учитель биологии Омарова Б.Б.
Задачи Уяснить сущность понятий «алгоритм», «алгоритмический метод» Определить основные признаки, функции и правила применение Использование полученных знаний в решений творческой активности учащихся
алгоритм Последовательность выполнения практических действии инструкция Кодовая инструктивная карта
Основные п р и з н а к и: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся признаки Устное инструктирование учащихся Показ образца действия и алгоритма выполнение Наличие деятельности по образцу и алгоритму Алгоритмы учащихся
алгоритмический метод это обусловленная принципами обучения, система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
Функции Формирование умении работать по определенным правилам и предписанием Организация лабораторных и практических работ по инструкциям Формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы действия
формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности
Основные правила подробно инструктирую т, как выполнить задание Показывается образец практического выполнения задания При выполнений задания учащиеся пользуются готовыми алгоритмом Или разрабатывают сами контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
П р и м е н я я алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.
В основе данного метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся, инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО.
при выполнении лабораторно- практических работ можно предложить такой план деятельности: 1) Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2) Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.
1.Создайте алгоритм изучения учебных текстов и дайте пояснения 2.Создайте алгоритм систематизаций знаний и дайте пояснения
Формулировка цели работы с книгой, текстом. Мотивация работы. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Прогнозирование в той или иной степени результатов выполненной работы. Выделение в тексте основных положений, идей. Изучение каждого положения, идеи в соответствии с планом. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Оформление результатов работы.
1- постановка цели деятельности; 2- мотивация деятельности; 3- выбор (ограничение) объекта деятельности; 4- определение условий эффективности деятельности; 5- планирование деятельности; 6- выполнение плана деятельности; 7- обработка результатов; 8- анализ результатов; 9- формулировка выводов.
1) Познавательная деятельность, осуществляемая в учебных условиях, является самостоятельным видом общечеловеческой деятельности. 2) Учебно-познавательная деятельность реализуется в зависимости от предмета в том или ином виде. 3) Предмет учебно-познавательной деятельности, предметы ее видов, а также их структура имеют по меньшей мере две стороны: объективную (внешнюю, предметную); субъективную (внутреннюю, рефлексивную).