Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581
Закон РФ «Об образовании» определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленного государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года акцентировано внимание на то, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью».
М.М.Поташник под качеством образования понимал соотношение цели и результата как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника Д.И. Матрос рассматривал качество образования как соответствие стандартам, которые мы должны научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед учебным заведением; 2) результат, достигнутый учебным заведением. В.Н.Максимова считает, что диагностика образовательного процесса – это структура образовательной программы, направленная на владение полной и объективной информацией об уровне сформированности системы качеств знаний в связи со способами их достижения.
Понятие «качество образование» можно определить следующим образом: Качество образования определяется степенью достижения намеченных образовательных результатов, отвечающих потребностям государства, учащихся и их родителей, ВУЗов и работодателей.
понятие «качества образования», включает в себя следующие основные положения: Во – первых предполагается удовлетворение потребности каждого человека в эффективной социализации; т.е. в приобретении средств (компетенций) позитивно строить свою личную, профессиональную и общественную жизнь в данном обществе.
Во – вторых «Качество образования» связано с удовлетворением «социального заказа» со стороны общества и государства к качествам и умениям, обладание которыми ведет к воспроизводству и самое главное к развитию данной социально-экономической системы. В – третьих « Качество образования» определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач.
«Качество образования» предполагает главным образом не внешний контроль, а внутренний процесс самообследования и самооценки всех действий по созданию условий направленных на достижение намеченных образовательных результатов. «Качество образования» предполагает использование современных образовательных технологий в учебном процессе. «Качество образования» предполагает устойчивость и воспроизводимость всех параметров образовательной среды, способствующей достижению требуемых образовательных результатов
При определении миссии и целей образовательного учреждения необходимо учитывать интересы всех участников образовательного процесса. Реализация миссии, целей и задач образовательного учреждения требует определённого уровня компетентности педагогического коллектива, материально- технических, мотивационных, здоровьесберегающих условий, а также организационно-управленческого, научно- методического и психолого- педагогического и сопровождения.
Определены следующие показатели качества образования: 1.Миссия, цели и задачи образовательного учреждения; 2.Компетентность педагогического коллектива; 3.Условия для достижения заявленных целей; 4.Образовательные результаты и социализация учащихся.
Одним из главных критериев образовательной деятельности выделяют качество обученности учащихся. «Общеобразовательная школа, ориентированная не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции и, определяющие современное качество содержания образования» (Концепция модернизации развития образования до 2010 года).
В учебно-воспитательном процессе необходимо: создавать условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; стимулировать действия обучающихся для достижения поставленной цели; эффективно проводить диагностику обученности учащихся; проводить вместе с детьми экспертизу полученного результата.
Умение управлять процессом постоянного изменения ученика является высшим «диагностическим» (исследовательским, аналитическим) умением педагога, овладение которым обеспечивает успех в его деятельности. Алгоритм деятельности педагога по организации диагностики уровня обученности учащихся Определить способности и возможности каждого учащегося. Определить критерии обученности (в соответствии с ГОС). Уточнить цель диагностики. Определить темы, содержание, формы, методы диагностики. Подготовить тексты контрольных работ, срезов знаний, тесты, таблицы первичного анализа и т.д. Определить сроки проведения диагностирования. Осуществить анализ, оценку, обобщение, систематизацию полученных данных. Выработать решение по формированию у учащихся системы качеств знаний. Ознакомить ученика и родителей с результатами диагностики. Внести в учебный процесс изменения в соответствии с полученными результатами.