Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях Амурского района
"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях России" составлено на основе исследований: А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Чаще вспоминайте Закон Перлцвейга: "Кто долго "ходит вокруг" педагогической проблемы, иногда находит верное решение". Из новых Законов Мерфи
Классификация ошибок и затруднений 1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления 2. Связанные с качеством модели самоуправления 5. Связанные с педагогическими стереотипами 3. Связанные с функционированием ученического самоуправления 4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению
Ошибка 1-п. "Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления". Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; - Подписать соглашение о партнерстве с общественными организациями. Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; – Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций. Ученическое самоуправление Самоуправление общественной организации
Ошибка 2-п. "Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы". Рекомендации: - Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии. Причины: – Неспособность или нежелание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы учреждения подсистему ученического самоуправления. Модель ученического самоуправления Модель воспитательной системы образовательного учреждения
Ошибка 3-п. "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера". Рекомендации: - Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"
Ошибка 4-п. "Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся". Рекомендации: - Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; - Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов. Причины: – Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления. Постоянный актив ученического самоуправления Весь коллектив учащихся
Ошибка 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят учащиеся". Ошибка 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят учащиеся". Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление "заигрывать" с обучаемыми, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Ошибка 6-п. "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)". Рекомендации: - Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления. Причины: – "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления; - "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
Ошибка 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру". Ошибка 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру". Рекомендации: - Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ. Причины: – Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".
1-м. Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления. 2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев. 3-м. Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. Вторая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с качеством модели ученического самоуправления" 4-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (учебная группа) - республика". 5-м. Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Рекомендации: - Получить квалифицированную консультацию у специалистов; - Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления. Ошибка 1-м. "Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления". Причины: – Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном образовательном учреждении; - Отсутствие навыков целеполагания.
Рекомендации: - Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности. Ошибка 2-м. "Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев". Причины: – Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления; - Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации: - Внимательно изучить соответствующую нормативную базу; - Получить квалифицированную консультацию у специалиста. Ошибка 3-м. "Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления". Причины: – Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Рекомендации: - Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса (учебной группы) по типу местного самоуправления; - Использовать данную модель в очень крупных учреждениях, объединяя несколько параллелей одной структурой самоуправления. Ошибка 4-м. "Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (группа) - республика". Причины: – Стремление соответствовать "моде"на использование государственной символики, структуры органов власти.
Рекомендации: - Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, учащимся. Ошибка 5-м. "Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления". Причины: – Стремление соответствовать задаваемым научно- методическим "стандартам"; - Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления. 2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления. 3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов. 5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени. 4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д. Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"
Ошибка 1-ф. "Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления". Причины: – Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления. Рекомендации: - Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства; - Просмотреть Устав учреждения и внести необходимые изменения; - Разработать и принять дополнительные локальные акты.
Ошибка 2-ф. "Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления". Причины: – Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников" для уже работающих активистов. Рекомендации: - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ; - Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
Ошибка 3-ф. "Слабая методическая подготовка педагогов". Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности; - Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике. Рекомендации: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; - Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка 4-ф. "Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.". Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.; - Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления. Рекомендации: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
Ошибка 5-ф. "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени". Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется". Рекомендации: - Составить график и выделить специальные часы для работы органов ученического самоуправления.
1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета. 2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления. 3-о. Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых. Четвертая группа. "Ошибки, связанные с отношением к ученическому самоуправлению" 4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской общественности. 5-о. Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах образовательного учреждения.
Рекомендации: - Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители; - Проведение совместно подготовленных мероприятий. Ошибка 1-о. "Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета". Причины: – Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Рекомендации: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным. Ошибка 2-о. "Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления". Причины: – Явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
Рекомендации: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления. Ошибка 3-о. "Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых". Причины: – Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".
Рекомендации: - Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления; - Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления. Ошибка 4-о. "Игнорирование возможностей родительской общественности". Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.
Рекомендации: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия. Ошибка 5-о. "Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах учреждения". Причины: – Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.
1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления. 2-с. Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению. 3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Пятая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с педагогическими стереотипами" 4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов. 5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления. 6-с. Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления.
Ошибка 1-с. "Формализация внедрения ученического самоуправления". Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в образовательных учреждениях, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление. Рекомендации: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; - Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления.
Ошибка 2-с. "Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению". Причины: – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый". Рекомендации: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
Ошибка 3-с. "Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников. Рекомендации: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
Ошибка 4-с. "Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов". Рекомендации: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка 5-с. "Использование формальных выборов органов ученического самоуправления". Причины: – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения. Рекомендации: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса (группы) до всего образовательного учреждения.
Ошибка 6-с. "Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления". Причины: – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов ученического самоуправления. Рекомендации: - Формировать органы ученического самоуправления только из представителей коллективов учащихся.
Помните правило Бертрана Рассела: "Не беспокойтесь насчет того, каким образом избежать педагогических ошибок, - по мере того, как вы будете становиться старше, они сами начнут вас избегать. Но это правило распространяется только на тех, кто постоянно работает над собой". Из новых Законов Мерфи
Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Адрес: Сайт: Портал: Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО